– В первую очередь мы обращаем внимание на факт, все ли пассажиры маломерного судна одеты в спасательные жилеты, – отмечает госинспектор Борисовского участка государственной инспекции при МЧС Сергей Мытник. – Причем жилеты должны быть не просто небрежно наброшены на плечи, но и обязательно надежно застегнуты. Соблюдение этого правила на воде также важно, как и пристегнут ли у вас ремень безопасности во время движения на автомобиле. При остановке движения осуществляется проверка документов на наличие регистрации судна и его технического освидетельствования. Если же на лодке стоит мотор свыше 5 лошадиных сил, то у владельца должно быть еще и удостоверение на право управления. Моторные лодки, которые работают на бензине, обязательно комплектуются аптечкой. Если лодка резиновая (ПВХ), то проверяется наличие ремкомплекта. Кроме того, обязательные требования ко всем маломерным судам – наличие якорного устройства и фонарика белого света, который используется при движении в ночное время (в летний сезон – с 22.00 и до 4.00). Все нюансы оговорены в специальных документах, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте Государственной инспекции по маломерным судам.
Наш собеседник рассказал также о том, когда, где и как можно зарегистрировать приобретенное маломерное судно, пройти его техническое освидетельствование.
– Напомню, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года регистрации и классификации подлежат все маломерные суда, за исключением гребных лодок грузоподъемностью менее 225 килограммов, – говорит Сергей Петрович. – В течение 30 календарных дней со дня покупки судна владелец обязан его зарегистрировать по месту собственной регистрации (так называемой прописки). В частности, жители Крупщины это могут сделать, посетив районный отдел по чрезвычайным ситуациям во вторую либо четвертую среду месяца с 9.00 до 13.00. Здесь же мы проводим техническое освидетельствование плавательных средств. Маломерные гребные судна «в возрасте» до 10 лет проходят его раз в два года, а старше – ежегодно. Также каждый год такую процедуру обязаны пройти моторные лодки (независимо от мощности двигателя), катера и гидроциклы.
Для проведения технического освидетельствования судовладельцы должны предоставить для осмотра само маломерное судно, документы (судовой билет) и квитанцию за техническое освидетельствование. Надувные лодки во время процедуры накачиваются воздухом, оценивается и внешний вид. Каждый владелец предоставляет жилеты. Если лодка приводится в движение с помощью мотора, то и он проходит проверку.
– Этим летом мы также планируем выезд для проведения регистрации лодок и их технического освидетельствования непосредственно на Селяву, – отмечает госинспектор. – Местом встречи с владельцами маломерных судов станет пожарный аварийно-спасательный пункт в д. Прошика. Подробную информацию о датах можно получить по телефонам 8-0177 73-43-17, 8-029 127-43-33.
Завершая разговор, Сергей Петрович еще раз подчеркнул, что эксплуатация маломерного судна без прохождения регистрации и порядка технического освидетельствования запрещается. Судоводители моторных маломерных судов обязаны иметь при себе удостоверение на право управления прогулочным моторным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил). Нарушения этих требований чреваты штрафными санкциями, размеры которых уже в ближайшее время значительно возрастут. Советом Министров Республики Беларусь такой документ уже подписан, в силу он вступит после утверждения Главой государства.