…Это – весна: просыпаются первые бабочки-лимонницы, образ юной красавицы, в ее волосах – нежные подснежники, удивительно гармонирующие с синими глазами. А вот парень и девушка, они встретились, и все расцветает вокруг, расцветает сирень в разнообразии ее нежных оттенков, расцветают их чувства, и дорога устремляется вдаль. А это – силуэт грациозной птицы, легкими яркими бликами вспыхивают многочисленные бабочки, и утонченной красоты расцветающая орхидея в образе женщины.
Все это обязательно надо видеть, ибо сложно словами описать удивительные картины, манящие своей фантазийной красотой.
Фэнтези-арт – одно из самых притягательных направлений в изобразительном искусстве, уникальное тем, что в нем, как в никаком другом, видны мысли, представления и чувства автора. Его душа.
Описанные мною картины принадлежат кисти известного мастера, педагога Галины Викторовны Пахомовой. Фэнтези – ее любимый стиль. Мотивы сказочной природы переплетаются с образами людей и находятся с ними в созвучии и гармонии. Такое подвластно только человеку с богатым воображением, нестандартным представлением мира. И прекрасно, что этот удивительный мир можем постигать и мы – через творения мастера.
– Картина должна пробуждать в людях чувства, – убеждена Галина Викторовна. – Когда я рассматриваю какую-то тему, то хочется ее выразить необычным образом. У меня сразу весь сюжет возникает в уме, и моя задача – как можно точнее передать на холсте то, что я вижу внутри.
Сейчас Галина Викторовна преподает рисунок и живопись в Крупской детской школе искусств. Вся ее профессиональная деятельность, да и вся жизнь, связаны с творчеством. Хотя в свое время она об этом и не предполагала.
– Родом я из Глубокского района. По окончании школы у меня не было намерений идти в изобразительное искусство, хоть мы с сестрой с детства рисовали, участвовали в различных конкурсах, оформляли школу, – вспоминает она. – Тогда у меня были совершенно другие планы на жизнь, я собиралась поступать на журфак БГУ. А для этого нужен был год трудового стажа и публикации. У меня даже уже было рабочее место в редакции местной газеты. А сестра в то время поступала на художественно-графический факультет в Витебский государственный университет имени Машерова. А так как по характеру она была девочкой спокойной, а я – более бойкой, то родители отправили меня с ней для моральной поддержки. И пока сестра сидела, обложившись учебниками, повторяла математику, физику, я гуляла по городу, познакомилась со студентами, сходила на факультет, посмотрела, что делается там. Время было, я и подала документы за компанию, безо всяких на что-либо претензий. А в итоге получилось так, что я поступила, а она – нет.
Новый, захватывающий мир открылся перед Галиной, когда она окунулась в обучающий процесс.
– Просто удивительно, когда ты придумываешь сюжеты, когда можешь на одну и ту же тему предложить 20 вариантов. Когда душу вкладываешь, и картина производит впечатление на зрителя, вызывает мысли, вопросы, – увлеченно рассказывает Галина Викторовна, и ее глаза при этом излучают блеск. – Искусство должно удивлять, привлекать внимание, задерживать. Важно, чтобы между художником и зрителем возникал диалог, обмен информацией. Если это происходит, значит, работа удалась.
Окрыленная творчеством, Галина тогда не задумывалась о том, где будет работать.
– При распределении декан спросил, куда бы я хотела поехать. Я ответила, что мне, в принципе, все равно. Он ткнул в карту, так я и попала в Крупский район.
Сначала работала в Холопеничах в школе-интернате. Была воспитателем, преподавала обслуживающий труд, черчение и изобразительное искусство. Вспоминает тот период как один из сложных в жизни. Но помогли опыт и мудрые советы старших коллег. Затем ей предложили работу в Доме детского творчества.
– Таким образом я попала в более творческую среду, – вспоминает она. – И там я сделала очень важный вывод: какая же это полезная и приятная работа – открывать творческий потенциал другого человека! И когда к тебе в руки попадает ребенок, и ты помогаешь расцвести его способностям – это, пожалуй, даже круче, чем писать картины самому!
С тех пор Галина Викторовна и работает с таким деликатным, требующим индивидуального подхода материалом, как детская душа.
Мы разговаривали в учебном классе, вокруг – соответствующая обстановка, мольберты, наброски, разные предметы, выступающие образцами. Меня удивило, что в числе привычных для такого процесса вещей я увидела композиции из старинных белорусских предметов быта. Таким образом уроки живописи дополняются и уроками истории.
А меня интересует мнение мастера о том, любого ли человека можно научить рисовать?
– Это правда, – уверяет она. – Причем, в любом возрасте. Я детей маленьких учу, то, что способен освоить шестилетний ребенок, взрослый тем более способен освоить. Самое главное – это ваше желание, потому что на самом деле здесь очень много работы. Например, чтобы понять форму, надо ее порисовать в черно-белом варианте карандашом, доведя навык до автоматизма. И даже человека не с самыми лучшими на первый взгляд способностями можно довести до уровня хорошего художника. Но сначала это должен быть не один год рутины. Мастерство будет постоянно расти, только если над ним долго и кропотливо трудиться. Чем больше работаешь, чем больше погружаешься, тем больше совершенствуешься, в принципе, как и в любой другой работе.
Педагог подчеркивает, что все зависит от трудолюбия, в чем она постоянно убеждается из практики своей работы.
– Дети приходят с разным потенциалом. Знаете, у многих талантливых есть одна болезнь – они ленивые, – признает она. – Вот он со своим талантом сидит и не предпринимает каких-либо усилий, чтобы его реализовать, поработать над ним дальше. А там, где нет развития, начинается спад. А другой ребенок с упорством занимается, пройдя через большой труд и немалые неудачи на своем пути, с помощью педагога и трудолюбия достигает успеха, и на выходе получается хороший художник. Поверьте моему опыту, эти качества всегда перевешивают нереализованные природные задатки. Я учу своих ребят, что если ты можешь поставить цель и поработать на эту цель, то все обязательно сложится как надо.
Что больше всего греет душу педагога, что самое приятное в работе с детьми?
– Когда талант раскрывается, это – самое главное. Когда он прирастает, и прирастает на моих глазах, – с воодушевлением говорит Галина Викторовна. – Это всегда просто потрясающе! Один из последних примеров – Настя Денисова. Она у меня занималась только два года. У нее ярко выраженные врожденные способности плюс упорство и трудолюбие. Мы начали работать – и вот она, яркая вспышка, как прекрасный цветок, расцвел ее талант, который может вывести эту девочку на самый верх нашей художественной жизни! Конечно, если не остынет ее стремление.
Вот так и получается, как в ювелирном деле: алмаз – мастер – бриллиант.
Кстати, в этом учебном году Настя осуществила свою мечту, поступив в гимназию-колледж искусств имени И.О. Ахремчика на отделение станковой живописи. И не только она. На это же отделение поступила Алина Давыдко, а Анастасия Кушнер стала студенткой факультета визуального дизайна БГУ.
Конечно, приятно, когда ученики идут по стопам преподавателя и выбирают творчество своей профессией. А это, согласитесь, далеко не самая массовая профессия.
– Конкретно с моих рук в Крупках поступили на разные специальности человек 25, – с гордостью за своих ребят говорит Галина Викторовна. – Среди них есть и лауреаты разных международных конкурсов. Приятно, что они совершенствуются, идут дальше. Талантливых детей много. И вообще много талантливых людей. Хотелось бы, чтобы каждый человек себя развивал вне зависимости от возраста. Ведь впереди нас ждет время, когда творческий аспект будет востребован все больше и больше.
И, заметив мой удивленный взгляд, продолжила:
– Чем больше человек освобождается от ручного труда, тем больше у него времени на творчество. Зачем мы приходим в этот мир? Для того, чтобы реализовать свой потенциал, тот божий дар, данный каждому свыше. Помните притчу о талантах, когда господин дал своим рабам пять, два и один талант? Первые два их удвоили, получив за это похвалу. А третий закопал в землю, за что был назван лукавым и ленивым и наказан.
Кстати, под талантом имелись ввиду вовсе не выдающиеся способности, а весовая единица. Кстати, сколько же? Оказалось, что по выводам метрологов, масса таланта равнялась массе тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Представляете, сколько нам дано! У каждого есть свой талант, нужно только правильно им распорядиться, не полениться, поработать над творческим, духовным потенциалом. И получить в награду то, что действительно порадует душу. Вообще-то это и есть наша главная задача, которую, надо признать, мы зачастую оставляем на задворках своих приоритетов.
Чувствуется, что Галина Викторовна очень позитивный и эмоционально светлый человек, но с характером. Призналась, что характер этот закалила сама жизнь, трудности и невосполнимые утраты… Был долгий и тяжелый этап в жизни, когда казалось, что весь мир рухнул и она одна со всеми проблемами…
– Тогда я поняла, что важно любить сегодняшний день: вчера уже нет и завтра еще нет, – говорит она. – И в этот сегодняшний день надо жить, любить тех, кто рядом, то, что видишь, стараться прощать людям их несовершенства…
Когда общаешься с этой женщиной, то отмечаешь ее удивительное человеколюбие. Отношение к человеку – главный приоритет в ее собственном творчестве, да и в целом в жизни.
– Вообще, другой человек для меня – это целый космос, – делится она. – И каждый маленький человек, который ко мне приходит, – это тоже целый космос со своими чувствами, переживаниями, представлениями. И мне приятно, что я могу добавить в него хоть маленькую, но звездочку.
Этот образ мысленно вернул меня к ее собственным картинам. Не скажу, что видела много, но в ее фэнтези отметила для себя яркий акцент распускающегося цветка. Акцент философский и многозначный.
Галина Викторовна поделилась, что в ее собственной картинной галерее – около сотни работ в разных жанрах. Правда, о персональной выставке она как-то не думала. И напрасно! Уверена, что многим это было бы интересно. Лично я бы с удовольствием узнала ее в жанре натюрморта или как пейзажиста.
Ставить цели и достигать их – в это русло не раз направлялась наша беседа. И невозможно было не поинтересоваться, над чем работает сейчас она как художник?
– А я постоянно ставлю перед собой цели, – ответила Галина Викторовна. – Достигаю и иду дальше. И сейчас есть цель. Правда, пока оставлю ее в тайне до определенного времени. Идет работа, а вот тогда, когда все уже обретет осязаемые формы, тогда я с удовольствием поделюсь.
И заинтриговав, добавила:
– Могу сказать лишь, что я не только пишу картины, есть еще и другой аспект…
Ну, что ж, оставим пока это многоточие и подождем, пока таинство творчества свершится.