«Успех – это не слава, не деньги, не призы и не власть. Успех – это когда просыпаешься утром, и так хочется приступить к своему делу, что буквально вылетаешь за дверь!» – прочла эти строки как раз в тот день, когда встречалась с Татьяной Александровной. И подумала: «Действительно, это о ней!»
Наш разговор как-то сам собой начался об успешности.
Татьяна Александровна Коновалёнок – заместитель директора по учебной работе городской СШ № 3, учитель русского языка и литературы квалификационной категории «учитель-методист», лауреат многочисленных профессиональных конкурсов, человек, известный не только в нашем районе. Как-то уже стало привычным соотносить ее имя с успехом. А как понимает это она сама?
– Мне посчастливилось, по жизни у меня получалось все последовательно, и сейчас я ощущаю себя успешной и в семье, и в сфере своих профессиональных интересов, – делится Татьяна Александровна.
Передо мной – яркая, уверенная, красивая женщина, излучающая энергию и свет. Она легко общается на разные темы, в глазах – неподдельный интерес к собеседнику, его мыслям и суждениям, желание общаться, слушать и говорить.
Сразу видно деятельного человека, умеющего ценить каждую минуту и наполнять ее смыслом.
– Такой ритм сопровождает меня с первого дня работы, – делится Татьяна Александровна. – Очень важно встретить на своем пути человека, который поможет тебе на старте, окрылит, станет наставником. Я вспоминаю с большим удовольствием свое первое рабочее место и своего первого руководителя. Это та школа, в которой я училась сама, СШ № 1, и куда я пришла учителем. И вот 17 лет работы под руководством Людмилы Аксёновны Куренной – это как раз тот мой путь, на котором я каждый день поднималась на новую ступеньку. Людмила Аксёновна меня сподвигала к тому, чтобы я сдавала на категории, поощряла участие в конкурсах, мою деятельность как экскурсовода, артиста, ведущего и так далее. В том, что я стала лауреатом конкурса «Учитель года Минской области-2014», затем – «Учителем года Крупского района-2017» и победителем областного этапа и, в конце концов, стала лауреатом первой степени и обладателем малого Хрустального журавля республиканского этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь-2017», большое значение имела ее поддержка.
И сейчас Татьяна Александровна уже сама в таком статусе, что способна стать вдохновителем и помощником для педагогов СШ № 3, где третий год является заместителем директора.
– При переходе на новую должность у меня был момент сомнения, – вспоминает она. – 17 лет учителем – это одно. А административная работа в одной из крупнейших школ района – это совсем другое. Сейчас уже это не «я», а «мы» и моя успешность – это успешность того коллектива, который я веду за собой как заместитель директора по учебной работе. Спасибо директору Елене Юрьевне Баранчук, которая наблюдала за мной все эти годы, поверила в меня и пригласила на эту должность.
По убеждению Татьяны Александровны, заместитель директора несет в себе особенный посыл, за ним должен идти коллектив.
– И если я сама не проведу хороший урок, не напишу исследовательскую работу и не подготовлю ребенка к олимпиаде, как я могу прийти к учителю на урок и что-то ему рекомендовать или требовать?! – подчеркивает она. – Много сил отдавая административной работе, я не оставляю самоё себя, у меня все равно есть уроки. Когда я вхожу в учебный класс – это огромное счастье. И со всей уверенностью могу сказать, что мне комфортно в той ситуации, в которой я сейчас нахожусь.
Из последних достижений моей героини: в 2018 году ее ученица стала победителем республиканского конкурса работ исследовательского характера. На сегодня в копилке учителя и ее учеников – диплом второй степени на областном этапе конкурса исследовательских работ, сейчас идет подготовка к республиканскому. Как учитель она активно участвует в инновационном школьном проекте. В составе сборной команды педагогов области участвовала в разработке профориентационного онлайн-интенсива «Медиа-Волна». Он направлен на развитие у детей интереса к профессиям в сфере средств массовой информации.
Педагог считает, что проектная деятельность очень важна как для ребят, так и для учителей, ведь она расширяет кругозор, вовлекает в культурологическое пространство, поднимает на ступеньку выше в области познания.
Татьяна Александровна – в составе республиканской группы педагогов, которая разрабатывает электронные образовательные ресурсы, руководит творческой командой, которая создает модули для дистанционного образования.
– У нас предмет «русская литература», 5 класс, – рассказывает она. – Буквально на днях я сдала последнюю четверть. Это видеоролики по 12 минут, где мы объясняем материал в занимательной форме. Всего модулей – 42, и каждый посвящен определенной теме. По окончании курса обучения ребятам предлагается тест, и мы видим их результаты.
Татьяна Коновалёнок – член областного клуба педагогических работников «Флагман», республиканского клуба «Хрустальный журавль», руководитель областной лаборатории языкового погружения, член клуба учителей-методистов «Стремление»….
– Я всегда в разъездах, сейчас пандемия нас несколько приостановила, – сетует она. – В постоянной практике были областные и республиканские мастер-классы, выездные уроки. Это тоже для меня важно, потому что сама нахожусь в постоянном развитии, стремлюсь перенимать опыт и новинки. Всегда с интересом изучаю различные практики учителей-словесников, общаюсь с коллегами, единомышленниками, новаторами.
Мы беседуем с Татьяной Александровной, а я невольно поражаюсь, как возможно вынести на своих плечах такую глыбу активности, такой пласт работы? А она улыбается и в унисон моим мыслям делает многозначительный акцент:
– Конечно, тут не обойтись без помощи семьи – муж, сын, родители. На протяжении всего этого времени, что бы я ни делала, что бы я ни задумала, я всегда нахожу моральную и практическую поддержку. Очень ценю то уважение, с которым к моей профессиональной активности относится муж Александр Дмитриевич. Моя натура такова, что мне нужно постоянно действовать. Были времена, когда я из-за болезни вынуждена была продолжительное время оставаться дома, для меня это стало настоящим испытанием. Муж это видит и огромное ему спасибо за то, что поддерживает везде и во всем. Я всегда советуюсь с ним, его мнение для меня очень важно.
Этот восторженный отзыв являет собой то, что в семье царит гармония, а муж – сильный и умный мужчина, способный быть надежной опорой для семьи, для супруги. Что ж, цветущая роза – гордость садовника.
Постоянным консультантом для мамы является и сын Никита. Он учится в Белорусском государственном медицинском университете, будущий хирург-травматолог.
– Это мой проводник в мир информационных технологий, – рассказывает Татьяна Александровна. – Сейчас я многое освоила в работе с аудио- и видеотехникой, владею разными программами. Все, что я умею в этом направлении, – это мой Никита.
С нежностью она говорит о своих родителях, о том, как они бережно хранят все печатные публикации о достижениях дочери.
Деятельность и постоянное стремление вперед. И это не просто такая установка, это сама натура. А ее нужно только поддерживать, ведь результат этой деятельности – это не просто достижения Татьяны Коновалёнок, это достижения ее учеников, педагогов школы, это достижения нашего района.
– Если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы ни за что не изменила свой профессиональный выбор, – делится Татьяна Александровна. – Мы привыкли говорить учитель русского языка и литературы. А для меня это два абсолютно разных предмета. Русский язык – это в первую очередь речь. Я очень люблю вести уроки в классах, где есть повышенный уровень и профильное обучение. Потому что там очень много творческих работ, посредством которых дети учатся грамотно говорить, писать и рассуждать. А с этим у многих сейчас проблемы. Уже второй год я веду класс с повышенным уровнем. Мы начали заниматься с детьми, которые и по отметкам, и по посылу были достаточно сильны, но боялись творческих работ, были трудности с устными высказываниями. Сейчас я вижу, как ситуация меняется, и меня это очень радует. А русская литература – это, прежде всего, нравственность, и она заложена в классических произведениях.
Татьяна Александровна подчеркивает, что в класс она входит именно как учитель словесности, хотя сейчас такой термин и не употребляется.
– Учитель-словесник формирует личность человека, его характер, взгляды, нравственное и духовное развитие, отношение к окружающим, – убеждена она. – В быстро меняющемся мире человеку необходимо иметь твердую опору, чтобы чувствовать себя увереннее. В русской классике каждый найдет мудрые советы на все случаи жизни. В этих произведениях – ценные знания и наблюдения о событиях, о душе, любви и красоте. Я стремлюсь, чтобы мои дети умели отличать добро от зла, главное от второстепенного, любили Родину, были достойными гражданами своей страны, чувствующими и думающими людьми.
Каждый день Татьяны Александровны наполнен яркими событиями. И их автором является она сама, постоянно генерируя новые идеи, инициативы, вовлекая в них учеников и педагогов. Прямо после нашей беседы она спешила на онлайн-семинар, где планировался анализ новой творческой исследовательской работы ее ученицы, которую они будут защищать в январе на республиканском уровне. Несколько ребят она усиленно готовит к олимпиаде.
– По весне начинается районный этап исследовательских работ, надо вдохновить учителей к действиям в этом направлении, – отмечает она. – Для меня важно создать для учителя ситуацию успеха. Уже сейчас школа находится на пороге волнительного для всех события – мы готовим Валентина Лесуна к областному этапу республиканской олимпиады по трудовому обучению, его учитель – Юрий Валерьевич Лапоревич.
Вот так в стремительном потоке событий и круговороте людей летят будни. Татьяна Александровна отмечает, что сейчас вся энергия, помыслы и действия направлены на то, чтобы СШ № 3, где на нее возложена большая ответственность, с каждым днем набирала все больший вес и множила авторитет.
– Есть у меня сокровенная мечта, – призналась она. – Школа наша крупная, много детей, много педагогов, громаднейший потенциал, сильная команда в руководстве. Хочется, чтобы больше было достижений, чтобы школа звучала. Мы нацелены на то, чтобы «догнать» гимназию. У нас много планов.
«Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления», – так написал в одной из своих книг Ричард Бах, американский писатель, философ, публицист и пилот. И это действительно так.