– Ирина Петровна, сейчас много говорится о том, что взаимодействие семьи и школы надо укреплять. Что же представляет собой это взаимодействие?
– Это процесс согласованной совместной деятельности, постоянная взаимосвязь педагогов и родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, задача учителя – быть инициатором, организатором взаимодействия семьи и школы. Именно на это мы нацеливаем наших педагогов.
– Почему это так важно?
– Потому что сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит, помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций. Конечно, основная нагрузка ложится на классных руководителей и специалистов социально-педагогической и психологической службы.
– И с какими же проблемами приходится работать?
– Это своевременное решение конфликтных ситуаций, оказание социальной помощи и поддержки учащимся, тем ребятам, которые стоят на различных видах учета, оказались в трудной жизненной ситуации. Совместно ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике противоправного поведения.
– Насколько активно включаются в эту работу родители?
– Конечно, бывает по-разному, но мы понимаем, что активность эту надо инициировать и поддерживать. Тогда найдем отклик. Формы работы – самые разные. Это родительские собрания и совместные классные часы, индивидуальные беседы, различные мероприятия и так далее. Но и не это главное. А вот вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация. Особое внимание уделяется работе с теми семьями, где есть проблемы.
– Давайте поговорим об этом подробнее.
– В школьной практике нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители не обеспечивают надзор за поведением ребенка, сами ведут аморальный образ жизни. Согласно постановлению от 15 января 2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» на основании поступившей информации школа проводит социальное расследование, в рамках которого осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях. По результатам социального расследования принимается одно из следующих решений: обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, рекомендовать родителям обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации. Благодаря системной работе всех субъектов профилактики в 2020 году в учреждении образования снизилось количество несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Важно работать на недопущение попадания семей в тяжелую жизненную ситуацию, помогать на раннем этапе социального неблагополучия. И здесь мне хотелось бы обратиться к самим родителям с просьбой не игнорировать трудности и проблемы, не ждать, пока их выявят педагоги, а обращаться за помощью к специалистам. Чем раньше, тем лучше.
– На каких еще моментах вы заостряете внимание родителей?
– Самое главное, что ребенок нуждается в их постоянной поддержке. Искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к достижениям и трудностям очень помогают детям. Мы всегда объясняем, что, когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно, поэтому ребенок имеет право на ошибку. Очень действенная рекомендация – поддерживать ребенка в его желании добиться успеха и обязательно находить, за что можно было бы похвалить.
– Ирина Петровна, в результате работы меняется ли мнение и отношение родителей по поводу необходимости работать в тандеме с педагогами?
– Да, мы наблюдаем такой процесс и продолжаем объяснять, что только наше взаимодействие способно обеспечить эффективный воспитательный процесс. Кстати, доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Так что, только вместе мы сможем создать благоприятные условия для личностного развития и роста детей, для формирования человека, ведущего достойную жизнь.