Первыми обратились жители г.п. Бобр Казимир Бучилко и Михаил Корнейчик. Обоих волнует одна проблема – частые перебои с водой. Дело в том, что половина населенного пункта пользуется водой из скважины без башни, там слабый напор. А в летний сезон вода и вовсе пропадает. В 2014-2015 годах в Бобре была построена новая скважина, подведена линия электропередачи, но источник водоснабжения так и не введен в эксплуатацию. В ноябре 2020 года Казимир Бучилко и Михаил Корнейчик с этой проблемой уже обратились на прямую телефонную линию, после этого получили письменные ответы за подписью должностных лиц УКСа, в которых говорилось о том, что новая скважина будет введена в феврале 2021 года.
По этому вопросу выступил главный инженер УКСа Александр Игнатчик. Все дело в том, что в свое время из-за неорганизованной должным образом работы элетросети успели устареть, и экплуатирующая эрганизация не может их принять. В связи с этим многое придется переделать. Как пояснил Александр Игнатчик, сейчас заключается договор с Крупским райагропромэнерго. Затем будут сделаны перемонтаж МТП-25 кВА, реконструкция расцепителя РС-10 кВ, проведение электрофизических измерений, пусконаладочные работы на башне. Сдача объекта в эксплуатацию и запуск артскважины, по заверениям главного инженера, запланированы на июль 2021 года.
Жительница деревни Клубыничи Людмила Денисовец, инвалид 1 группы, обратилась в редакцию с проблемой неисправности колонки: течет ржавая вода. Ранее она обращалась письменно в райисполком, после этого приезжали специалисты из водоканала, но проблема не решена. По этому вопросу давал пояснение начальник участка водопроводно-канализационного хозяйства Крупского района Артем Барановский, уверяя, что колонка находится в исправном состоянии. Чтобы разрешить ситуацию, заместитель председателя райисполкома Анатолий Ганчар предложил выехать на место. Что и было сделано по окончании диалоговой площадки. Той колонкой, о которой шла речь, по всей видимости, пользуются очень редко, вокруг поросшая трава. После включения колонки из нее первые 30 секунд-1 минуту течет вода цвета ржавчины. По словам Артема Барановского, это допустимое явление, так как вода сначала поступает в корпус и там отстаивается, поэтому при использовании колонки сначала выбирается именно она. Эта колонка находится в 50-и метрах от дома Людмилы Денисовец. В другую сторону от ее дома в 50-и метрах есть еще одна колонка в хорошем состоянии. Но проблема в том, что и та, и другая перемерзают зимой. Начальник участка ВКХ отметил, что на этой неделе специалисты выедут в Клубыничи, чтобы, наконец, разобраться и найти решение проблемы.
Похожий вопрос задал житель деревни Городище Холопеничского сельсовета Мефодий Кондратенко. Со слов заявителя, в водоразборной колонке возле его дома периодически нет нормального давления, и тогда вода поступает в корпус. Зимой из-за этого колонка перемерзала. Звонил в сельсовет, на номер 115. Приезжали специалисты 9 мая 2021 года из Борисовского водоканала, но в тот день напор был и, возможно, поэтому проблема не была выявлена. А позже снова давление упало, и все вернулось на круги своя.
Артем Барановский дал комментарий, что ранее выезжал на место лично. Колонка работает, вода из нее идет. И, тем не менее, было решено коллегиально, что ситуация требует дополнительного выезда на место. Нажав на ручку подачи воды, мы убедились, что колонка действительно работает. Но, подошедшие жители ближайших домов рассказали, что иногда бидон воды нужно набирать 15-20 минут. «А вы немного подождите и еще раз включите воду, – говорил Анатолий Бусел. – Я приезжаю сюда как дачник и часто пользуюсь этой колонкой. Капризная она (улыбается). Даже сделал фото и видео, какой напор (а вернее его отсутствие) бывает. Когда приезжали специалисты водоканала – напор действительно был. А только уехали – колонка захандрила».
Выполняем просьбу сельчан… И действительно, напор усилился, а потом вдруг практически исчез… «Будем смотреть автоматику, – отметил начальник участка водоканала. – Уже завтра-послезавтра обязательно сюда выедет бригада рабочих». (Пока верстался номер, мы уточнили: бригада на данном объекте работала в субботу. Вопрос решен – напор воды стабилизировался, – прим. авт.).
В то же время сельчанам было рекомендовано рассмотреть возможность проведения воды непосредственно в дома. Это дополнительные удобства: подключение бойлера для нагрева воды, стиральной машины-автомат, посудомоечной, оборудование теплого санузла, ванной комнаты… «Уверен, что люди постепенно это все осознают и придут к правильному решению, – говорил Артем Барановский. – А пока по мере износа мы продолжим ремонт колонок, постараемся содержать их в рабочем состоянии столько времени, сколько это будет возможно».
Далее рассмотрели вопрос жительницы деревни Волковыск Надежды Копыток. Она сообщила в редакцию, что 1 июня по улице Школьной текла водоразборная колонка. Женщина растерялась, не зная, куда обращаться. Звонок в службу 115 – и заявка передана Борисовскому водоканалу…Артем Барановский по этому вопросу дал пояснение, что накануне вышел из строя насос, его меняли, и после этих работ система требовала промывки. С утра специалисты включили колонку, чтобы очистить систему и взять воду на лабораторный анализ. Вечером воду выключили. «У нас есть документ, что качество воды в этом населенном пункте соответствует нормам», – заверил Артем Барановский.
Жительница агрогородка Слобода Холопеничского сельсовета Мария Павлович обратилась с просьбой разъяснить, как должна происходить очистка водопроводных сетей после переподключения от одной башни к другой. Она рассказала, что вода из крана идет с песком. Такая проблема в деревне была и раньше, но тогда водопровод был подключен к другой башне, считалось, что проблема в ней. «Менее месяца назад произвели переподключение, но как шел песок из крана, так и идет, – говорила Мария Васильевна. – Специалисты, которые производили переподключение, давали рекомендации промыть трубы самостоятельно, спустив воду на полив огородов. Но ничего не помогает. Сельчане боятся включать котлы, стиральные машины, чтобы не забить системы песком».
Вопрос снова в компетенции водоканала. Артем Барановский отметил, что действительно до недавнего времени населенный пункт Слобода был запитан от двух артезианских скважин с водонапорными башнями. У одной скважины появилась проблема – стал идти песок. Соответственно, было принято решение по закольцовке сети (это максимально быстрая мера, чтобы населению подать воду). Однако песок, конечно, в водопроводную сеть попал.
– Мы ее промываем, выезжая для этого на место практически ежедневно. По адресу – улица Полесская, д. 2 мы сняли прибор учета воды, чтобы была возможность полноценно промыть систему на этом участке. Действительно, больше всего идет песка из сети именно у этой женщины, так как она первый потребитель артезианской скважины. Но мы работаем, заявку пока не снимаем с контроля.
Вопросы, поступившие от крупчанки Зинаиды Королевой, носили консультационно-разъяснительный характер. Она спрашивала, как рассчитывают объемы поданной воды в дома и поступившей в канализацию? Почему цифры одинаковые даже у тех, кто поливает огороды? И почему в этой же графе находятся расходы на вывоз мусора? Промывают ли водопроводную систему после завершения ремонтных работ? Где можно узнать, какого качества воду мы получаем?
Как пояснила начальник отдела архитектуры и строительства и жилищно-коммунального хозяйства райисполкома Татьяна Стибикина, пропорция «поступившая в дом вода – ушедшая в канализацию» равна, потому что все логично – она после использования должна куда-то быть утилизирована. Для полива же необходимо устанавливать отдельный прибор учета воды, тогда будет применен и отдельный тариф. Что касается норм, то по максимальному показателю на каждого проживающего в доме они рассчитываются только в случае отсутствия прибора учета воды. Она отметила, что установка приборов учета воды – обязанность домовладельцев.
По поводу совмещения графы по расходу воды с графой тарифов на вывоз мусора, то она общая только в системе оплаты через ЕРИП. В «жировке» эти графы идут отдельно.
Что касается промывки водопроводных сетей после ремонтных работ, то это должно быть сделано в обязательном порядке. И, тем не менее, вода может быть мутной еще некоторой время.
По качеству воды было пояснено, что после ремонта лабораторные пробы обязательно берутся. Если они не совпадают с нормами, то водоканал уведомляет об этом население. Как это было в Колоднице, Дубровке, Докучино и Логах. Но, а если пользователь воды желает самостоятельно убедиться в соответствии воды нормам качества – у него есть возможность обратиться в Борисовский водоканал или в Крупский центр гигиены и эпидемиологии. «Если с абонентом заключен договор, он является нашим потребителем и обратится с письменным заявлением, то ему предоставят информацию о качестве подаваемой воды», – отметил Артем Барановский.
Вопрос, поступивший от жителя аг. Слобода Холопеничского сельсовета Федора Асташко, который не смог разобраться, в какую из организаций – ЖКХ или Борисовский водоканал – следует обратиться для получения услуги по починке крана, дал понять, что далеко не все жители района сегодня понимают: какая из служб за какой участок отвечает. Да и сами службы в этом конкретном случае еще не разобрались. Подождем ответ.
Подытожил работу диалоговой площадки заместитель председателя райисполкома Анатолий Ганчар:
– Мы сегодня обсудили около десятка вопросов. Не все еще решено до конца, но проблемы подняты, и с ними будут работать.
Подготовили Инна ГАРА, Ольга БАРАВУЛЯ.
Фото Александра БУДЬКО.