Но, наверное, больше всего в этой ситуации волнуются родители. Их мучает масса вопросов: Как ребенок вольется в новый коллектив? Как будет усваивать новый материал? Не будет ли голодным в школе? И другие.
Чтобы помочь родителям и их детям спокойно вступить в новый этап, мы обратились за советами к педагогу-психологу Крупской районной гимназии Елене ЗАРЕМБА.
– Елена Владимировна, поступление в 1-й класс порой болезненно переносят и сами первоклашки, и их родители?
– Безусловно, поступление в школу – это ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни вчерашнего дошкольника. Свойственные малышам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Не каждый ребенок может справиться с появившимися трудностями. По мнению специалистов, все дети, независимо от уровня их развития, испытывают затруднения в начале школьного пути. Поэтому и волнение родителей вполне объяснимо.
– Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
– Родителям необходимо самим настроиться на позитив, не показать своего волнения и беспокойства. Помнить, что только счастливый взрослый может воспитать счастливого ребенка. Поддерживать в ребенке его стремление стать школьником, активно слушать его. Говорить о поступлении в школу, как о радостном событии. До начала учебного года желательно изменить режим дня ребенка, приблизить к тому, который будет у него во время учебы. Особое внимание обратить на сон. В этом возрасте ребенок должен спать 9-10 часов. Можно заранее обсудить с ребенком правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Нужно объяснить их необходимость и нужность. Составить вместе с первоклассником распорядок дня и следить за его выполнением.
– А если всё-таки возникли трудности в процессе обучения?
– Ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то сразу не получиться. Это вполне естественно. Ребенок тоже имеет право на ошибку. Не ругайте и не наказывайте его за промахи. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка, не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии окружающих. Все проблемы лучше решить наедине. Помните, что сравнение может повлиять на самооценку вашего ребенка. В каждой работе всегда можно найти то, за что можно ребенка похвалить. Такие фразы «Молодец!», «Ты так хорошо справился!» способны заметно повысить учебную мотивацию. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе обучения. Если есть логопедические проблемы, обратитесь к специалисту. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю и педагогу-психологу. Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше по 8 раз в день. Во время объятий ребенок чувствует себя защищенным и любимым. И, безусловно, принимайте ребенка, любите его не за то, что он умный, способный, отличник, а просто за то, что он есть.
– Зачастую мнение учителя первоклассники ставят выше родительского.
– Это правда. С поступлением в школу большим авторитетом у детей пользуется учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге, сотрудничайте с учителем, старайтесь выполнять его рекомендации.
– Спасибо, Елена Владимировна за интересную информацию. Думаю, она будет полезна родителям первоклашек.
Беседовала Инна ГАРА.