Был составлен акт о самовольном подключении к централизованной системе водоснабжения. А также указана сумма штрафа – 1 116,37 рублей. Мужчина (имя мы сознательно не называем) рассказал, что его основной доход – пенсия по возрасту порядка 400 рублей, а потому выплата ему оказалась неподъемной. Более того, он считает действия сотрудников водоканала неправомерными, так как пользовался водой из водопровода для полива огорода еще с 80-х годов, и никто все это время не указывал ему на нарушение. В качестве документа на право пользования водой из системы водоснабжения он предоставил договор с КУП «Жилтеплострой» на оказание услуги по водоснабжению из водоразборной колонки, датированный 2017-м годом.
В поисках ответа на вопрос «кто прав – кто виноват» мы первым делом отправились к специалистам Крупского участка ГП «Борисовводоканал». Напомним, что все водопроводные сети в 2020 году были переданы на обслуживание в ГП «Борисовводоканал» и, следовательно, все договорные отношения по поводу пользования водой и сетями, должны быть оформлены уже с этой организацией.
Для упорядочения работы и контроля за правомерным использованием водоснабжения и водоотведения в населенные пункты (и это во всех регионах) периодически выезжают специалисты-контролеры. И, как рассказали в водоканале, подобных нарушений много. При этом сумма штрафа не зависит от времени пользования «самоволкой». Формула его расчета определена в Правилах пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, которые были утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 788 от 30 сентября 2016 года.
Начальник Крупского участка Артем Барановский отметил:
– Пункт 52 названного документа гласит, что при самовольном подключении к системам водоснабжения количество израсходованной воды определяется по пропускной способности водопроводного ввода (подключения) при скорости движения воды в нем 2 м/с и действии его полным сечением в течение 24 часов в сутки. Временной период, за который производится расчет объемов воды, составляет тридцать суток. Этот расчет применим в том числе и при установке факта подключения потребителем шлангов для полива приусадебных участков или иных целей к уличному водоразбору, водопроводу, как это было в случае, описанном выше.
И все же мы решаем выехать на место, чтобы разобраться в данном вопросе не только на словах. Одновременно по факту обращения потребителя в населенный пункт прибыла ведущий специалист Государственного объединения «Жилищно-коммунальное хозяйство Минской области» Дарья Сердюкова.
Хозяина дома мы не застали, но пообщались с его женой. На которую, к слову, и зарегистрирован договор на оказание услуг по водоснабжению из водоразборной колонки.
Женщина очень волновалась, переживала (и это понятно), описывая, как тогда прошло ее общение с контролерами, в ходе которого и был составлен акт о «самоволке». Сетовала, что закон есть, но нет в нем пункта о предупреждении – сразу штраф, и сумма его «кусается».
– Да, нам предложили оплату на условиях рассрочки платежа, – говорила она.– Но и в этом случае, даже если платить по 100 рублей в месяц, на все про все уйдет год. А просить помощи у детей как-то совестно, когда у них у самих семьи и дети. Более того, не могу принять: как так, пользовались мы водой столько лет, еще из советских времен, а тут вдруг – нарушителями стали… Мы ведь ту воду использовали только для полива пары грядок с огурцами, и иногда соседка-дачница набирала себе ведро-другое «голову помыть». Неужели это такое большое преступление? Тем более, что трубу со шлангами мы уже ликвидировали и все закопали. А в доме у нас вода не из центрального водопровода – своя скважина пробита.
Прошли по двору и убедились, что действительно, хозяева дома нарушение устранили. Пообщались и на тему, как так оказалось, что в договоре на оказание услуг по водоснабжению указано, что они пользуются водой из водоразборной колонки.
Оказалось, что договор этот был заключен непосредственно в КУП «Жилтеплострой» (без выезда на место специалистов), когда женщина выезжала в районный центр по каким-то своим делам. Колонка возле дома когда-то у них была, но она не работала и ее демонтировали. Тем не менее, показалось, что указать ее в договоре «правильнее», так как именно от этой трубы и была запитана водоразборная колонка. И вот теперь как оно все обернулось…
– Чисто по человечески, действительно, людей понять можно, проникнуться их ситуацией, – отмечает Дарья Сердюкова.– Но на законодательном уровне «смягчить ее» и индивидуально уменьшить сумму штрафа возможностей не предусмотрено. Прописано все конкретно и четко, а мы руководствуемся именно документами. Правила едины для всех: и для людей пенсионного возраста, и для работающих. Единственный вывод, который нужно сделать из этой ситуации, – незнание законов от ответственности не освобождает.
– Случаи самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах – это серьезные нарушения, и их мы выявляем, – подчеркивает Артем Барановский. – И очень часто люди просто не желают понять, почему они не имеют права пользования системами на безвозмездной основе. Были случаи, что такие дела рассматривались в судебном порядке. Но если есть нарушение закона – правосудие не находит обоснования для его оправдания. Поэтому, самое правильное решение для граждан, которые знают, что у них в документах на водоснабжение и (или) водоотведение имеются недостоверные сведения (как в случае, описанном выше), а тем более, если договора вообще нет – обратиться к нам для получения консультации. Однако, чтобы избежать штрафных санкций, сделать это нужно до того момента, как в дом постучатся контролеры.