В причинах поведения ребенка «без тормозов» разбирались с педагогом-психологом детского сада № 1 г. Крупки Ларисой ПОЛОННИК.
– Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности иногда не слышит взрослых, не реагирует на замечания, не контролирует свои действия, – рассказывает Лариса Александровна. – И это проблема. До конца причины не выяснены. Это может быть следствием осложнений беременности мамы. Также влияет наследственный фактор. По статистике, в каждой группе детского сада или в классе школы порядка 4-5 детей имеют диагноз дефицита внимания и гиперактивности. Для данных состояний характерно наличие трех основных критериев. Это повышенная импульсивность, то есть дети взрывные, не могут себя контролировать. А также повышенная подвижность – готовы залезть на потолок и дефицит внимания – дети плохо запоминают и плохо концентрируют внимание. И в зависимости от данных симптомов ребенок может быть гиперактивным, с дефицитом внимания, а может иметь одновременно всё. Диагноз ставят медики после того, как ребенку исполнилось пять лет. Конечно, родители видят эту проблему намного раньше.
– Как стабилизировать состояние у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания?
– Необходима коррекционная работа. Мы учим детей снимать мышечное напряжение, гнев, агрессию, переводить неконструктивное в конструктивное. Вместе учимся развивать произвольность поведения. Такие дети не умеют доводить начатое дело до конца. Могут начать одно, перейти на другое, третье и так далее. А мы учим: заверши сначала одно дело, а потом начинай другое. Наша задача – научить ребенка управлять своим поведением и своими эмоциями и развивать внимание, потому что им сложно запоминать. В одной связке должны работать педагоги, родители и дети. Мы обучаем и даем рекомендации родителям. Они подкрепляют всё дома, и поведение ребенка улучшается. Дефицит внимания все чаще наблюдается у детей. Этот синдром может встречаться не только при различных вариантах нарушенного развития, но даже у одаренных детей. Современные дети забыли, что такое играть, прыгать, элементарные дворовые игры вызывают трудности.
– Есть вероятность, что с возрастом гиперактивность не пройдет?
– Да, такое бывает. Но если проходить хорошую коррекционную работу, можно научиться управлять своими эмоциями, подавлять свою импульсивность, а гиперактивность направлять в правильное русло.
Инна ГАРА.