И совсем не удивительно, что именно ее соломенные шедевры были признаны самыми лучшими среди сотен других на фестивале творчества «Слуцкія паясы». Первое, что я почувствовала, когда увидела куклу, созданную мастером, – это настоящее восхищение. Совершенством форм, безукоризненным исполнением и удивительной красотой. Я словно прикоснулась к самой природе, ощутив ее тепло, щедрость и очарование.
Магическая притягательность
Елена признается, что, когда она семь лет назад по приглашению директора Татьяны Сухоплюевой пришла работать в Дом ремесел, жизнь ее круто изменилась. До того почти 26 лет было отдано работе в ателье, где и довелось хорошо освоить швейное дело. Именно это и помогло ей затем стать автором собственной методики в создании изделий из соломки. В начале творческой деятельности Елена занималась реконструкцией старинных белорусских костюмов, свойственных именно для Крупского района. Но однажды увидела, как из простых соломенных стебельков создаются удивительные вещи, и решила, что должна заняться именно соломоплетением. Этот природный материал привлек своей теплой душевной красотой. Мастерица считает, что в работе с соломкой есть какая-то магическая притягательность. Стоит слегка намочить ее, и она «оживает» в руках. Тот, кто однажды это ощутил, становится поклонником этого вида художественного ремесла навсегда.
– В свои изделия я вкладываю всю душу. Соломоплетение – довольно кропотливая работа, требует внимания и особого отношения. Это вдумчивое творчество, и оно именно для меня, – рассказывает Елена. – Самые первые мои работы из соломки – это цветы. Затем сделала объемные фигуры петуха и курицы, они до сих пор красуются в Доме ремесел. А потом и первую соломенную куклу. Над изделием я могу работать неделю, месяц, а может, и больше. Например, маленькую лошадку делала неделю, а большого коня – два месяца. Кстати, мы сами придумали, как «поставить» их на ноги, ведь солома – мягкий материал. Сразу сделали каркас с деревянных реечек, а сверху крепили соломку так, чтобы получились красивые и стройные фигуры.
Ко всем своим работам Елена относится трепетно. Это и понятно, ведь в каждый узелок, в каждый стежок вложено столько души и тепла! Я вновь смотрю на куклы – настоящие красавицы в национальных костюмах. Кстати, костюмы – тоже сами по себе отдельные произведения. Все предметы гардероба сшиты мастерски, накрахмалены и идеально отутюжены. Это не только красиво, но и удобно: при необходимости красавиц можно переодеть в свежие наряды к новому дефиле.
У каждого мастера своя изюминка
Показала мне Елена и шляпу, которую она сделала семь лет назад. Правда, тогда еще у нее не было своей методики в работе. Овладев классическими элементами мастерства, Елена решила, что ее изделия должны выглядеть не только изящно, но и аккуратно. А клей в этом – не самый лучший союзник. Так как она мастер по шитью, то и решила применить это в своей работе. И сейчас она сплетенные из соломки элементы скрепляет шитьем, на машинке подшивая соломинки друг к другу.
– Когда к нам приезжали гости, чтобы посмотреть на кукол, то они были удивлены, – продолжает рассказывать Елена. – Каждый мастер использует свою технику и мастерство, вносит свою изюминку. Многие используют клей в работе, на мой взгляд, изделие тогда выглядит как-то грубо. К тому же, поделка на клею может рассохнуться, а от плохой погоды и вовсе разрушиться. А вот когда прострочишь на машинке, то получается красиво, аккуратно, прочно и вообще смотрится по-другому. Сейчас я работаю над тем, чтобы придать изделиям еще больше объема. Например, рукава куклам делаю таким способом, чтобы они имели естественные мягкие и пышные формы, хоть это и непросто, все-таки – соломка.
Секреты мастерства
Перед тем как начать создавать оригинальные изделия, нужно добыть материал и сделать так, чтобы он «ожил» в руках мастера. Этот процесс длительный, но Елена трудностей не боится, а наоборот, ей хочется быстрее пройти этот процесс, чтобы приступить к новой работе.
– Как только колос выпускает свое соцветие, то уже можно заготавливать соломку, – делится своими секретами Елена. – Используем рожь, пшеницу, тритикале, а если на аппликацию – то овес. Мои руки любят все. Когда я делала лошадку, то брала рожь, потому что там длинный стебель. И нужно использовать первое коленце, потому что диаметр внизу шире, а кверху уже, так работа выходит более изящно. А когда беру соломку тоньше, то получается более нежно. С серпами выходим в поле. Под шум колосьев и пение птиц работа идет весело и легко. Конечно, вначале мы берем разрешение на сбор соломки, а только потом приступаем к жатве. Заготовка идет поэтапно. Брать соломку нужно, чтобы ее не повредили ни роса, ни дожди, чтобы она была сухая и светлая. Когда колос начинает созревать, соломка становится темнее, поэтому лучше, когда растения молочной спелости, это и есть самый благоприятный период.
После того, как весь материал заготовлен, мы его сушим. И желательно это делать на солнце, чтобы солома приобрела более светлые тона. Затем разделываем и сортируем. Есть плетение, где нельзя нарастить соломку, поэтому нужно использовать только длинную, например, чтобы создать цветок, особенно если нужно сделать большой лист. А вот в плетении «зубатка» можно наращивать, тогда идет соломка покороче. Затем отмачиваем в растворе, чтобы она была эластичная. Из чего состоит этот раствор – не секрет, нужно взять воду, туда добавить силикатный клей, для цвета добавляем нашатырный спирт. В таком растворе соломка получается неотбеленная, и это большой плюс для работы, особенно если она идет на конкурс. Там ценится, когда соломка выглядит натурально. А вот какие пропорции компонентов для раствора – это уже зависит от опыта мастера. Когда я первый раз участвовала в конкурсе, там не оценили мою работу, так как соломка была отбелена, но я быстро, как говорится, намотала на ус и на фестивале «Слуцкія паясы» моя кукла победила. А еще в раствор нужно добавлять перекись водорода, но с ней надо быть осторожно, если переборщить, то соломка может испортиться. Мне очень нравится, когда соломка получается блестящей, когда она сияет и на солнце переливается. Этого я тоже добилась не сразу, а только после того, как немало поэкспериментировала.
Мечты сбываются
Сейчас у Елены много новых творческих задумок, и вынашиваются они месяцами, а то и годами. Совсем скоро мастерица собирается воплотить свою давнюю мечту – это сюжет в золотой соломке с романтическим названием «Лебединая верность». Там будут и озеро, и пара красивых птиц, где лебедь будет оберегать свою подругу размахам больших крыльев. На вопрос, почему именно лебеди? Елена ответила:
– Потому, что они изящные, грациозные и хочется использовать все свое мастерство, чтобы они выглядели как настоящие. Буду стремиться в эту композицию вложить и смысл, и душу. Я люблю все свои работы. Признаюсь, что когда только начинала плести из соломки, то очень болезненно расставалась со своими изделиями. А теперь, наоборот, хочется делать для людей, дарить им радость, частичку своей души.
Хорошее настроение
Чтобы изделия получались красивыми, Елена посоветовала всем, кто занимается соломоплетением, и тем, кто только собирается освоить этот интересный вид художественного творчества, работать в хорошем настроении. Самые главные качества, которыми должен обладать человек, стремящийся делать красоту, – желание, усидчивость и терпение. И вот вы уже творите, а когда все готово – хочется начать делать новое. Это и есть магическая притягательность.
– Я всегда стремлюсь развиваться, расти. Мы самоучки, никто нам ничего не показывал, мы сами где-то прочитаем, а где-то подсмотрим, а затем привносим что-то свое, чего нет у других. Я очень люблю работать с детьми в нашем кружке в Доме ремесел, ведь в таком солнечном творчестве они учатся видеть красоту и создавать ее своими руками. Теплая атмосфера, царящая на занятиях, объединяет нас и вдохновляет на творчество.