Утром отправились на станцию «Крупки». Приветливо встретила нас ее начальник Виктория Трусова. Она с удовольствием рассказала о коллективе, который оправдывает доверие, четко и ответственно выполняет свою работу. Нам представилась возможность подробнее познакомиться с буднями работников стальных магистралей. Сначала побывали в самом сердце станции – там, откуда ведется управление движением поездов. На посту находилась дежурный по станции Диана Зубрицкая – человек опытный и надежный, отдавший работе на железной дороге более 25 лет. Перед ней гигантских размеров пульт-табло, на котором «перемигиваются» желтые и красные пунктирные линии. Здесь происходит управление стрелками и сигналами, входящими в маршруты приема и отправления поездов.
Слышим, как Диана разговаривает по телефону. Простому человеку понять практически невозможно – у дежурных по станции свой профессиональный сленг. В ее управлении находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связь. В подчинении – весь дежурный штат станции.
– Необходимо организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок, – отметила Диана Зубрицкая. – Но я скажу одно: с хорошим коллективом любая работа ладится.
– Профессия железнодорожника требует особых качеств: дисциплины, высочайшей квалификации и точности, – рассказывает начальник станции. – Коллектив у нас именно такой, прошедший серьезный отбор. Все очень надежные, стрессоустойчивые и способные быстро реагировать в нестандартных ситуациях.
У вокзала мы встретили ветерана Белорусской железной дороги Матильду Алексеевну Демчукову. Она здесь живет недалеко и часто гуляет. Стук колес – как музыка, как теплые воспоминания. И это не случайно, ведь Матильда Алексеевна проработала на железной дороге более 30 лет. Родом она из деревни Майск. Какое-то время жила у брата в Таганроге, где окончила училище, получила специальность дежурный по станции. Два года работала на Северокавказской железной дороге. Интересная встреча перевернула всю жизнь Матильды Алексеевны.
– Приехала я на выходные к родителям, навестила их и собралась уезжать, – с улыбкой вспоминает она. – Сидела я, значит, здесь на вокзале станции «Крупки», ждала поезда. В это время по станции шел начальник. Подошел он ко мне, что-то спросил, что – я уже не помню. Но хорошо помню, как мы разговаривали о работе. Он, узнав, что я дежурный по станции, и предложил мне работу. А я с удовольствием согласилась.
Тогда в коллективе было четверо дежурных, шесть стрелочников и начальник. Как и сейчас, дежурный – ключевая фигура на станции. Матильда Алексеевна руководила маневровой работой, отдавала распоряжения машинистам, принимала и отправляла поезда.
– Поезд я выходила встречать за 10 минут до прибытия, – рассказывает она. – Затем выполняла работу осмотрщика вагонов. Чуть что, сразу нужно было доложить диспетчеру, потом машинисту по рации. Я четко старалась выполнять свои обязанности, так как знала, что от моих действий зависит безопасность движения поездов.
На железнодорожном вокзале многолюдно. Мы попрощались с Матильдой Алексеевной, которая осталась сидеть на скамейке у самого вокзала. Наверное, наша почти случайная встреча всколыхнула в ее душе много хороших воспоминаний…
Следующая станция – «Бобр». С начальником станции Ириной Шакун мы разговариваем о коллективе – люди честные, открытые, доброжелательные, не один десяток лет отдавшие железной дороге. Свыше 20 лет на станции трудятся билетные кассиры Любовь Станкевич и Альбина Истужкина, а также дежурные по станции Вячеслав Осиповский и Олег Стасевич. Свыше 25 лет – дежурная по станции Наталья Гришанова, в такой же должности более 30 лет – Елена Пусько.
– Видите, какая профессиональная стабильность! – подчеркивает Ирина Шакун. – Люди трудятся десятилетиями, коллектив очень надежный.
Мы заглянули в кабинет коммерческого агента. В этот день работала Екатерина Мельник. На железной дороге трудится она пять лет. Универсальный специалист – по сути, совмещает работу приемосдатчика и коммерческого агента, владеет всеми электронными программами, необходимыми для работы в грузовом хозяйстве. Погрузка, выгрузка, проверка вагонов на подъездном пути, отправка документов… Это только небольшой перечень обязанностей коммерческого агента, но такая нагрузка Екатерину Мельник не пугает: не в ее характере бояться трудностей.
– Главное – на работу приходить в хорошем настроении, – с улыбкой говорит она. – Тогда и любые задачи будут по плечу.
На работу с радостью, с работы с гордостью – по такому принципу проходят трудовые дни железнодорожников. Простые в общении, открытые, но, вместе с тем, с железной силой воли и дисциплиной. Так можно сказать буквально про всех работников стальной магистрали.
Кстати, несколько дней назад к нам в редакцию попали уникальные фотографии железнодорожного вокзала в Бобре 1950 года. Принес их человек, увлекающийся историей родного поселка Бобр, Виктор Лешков. А ему эти фотографии показала дочка Ивана Попко, одного из первых начальников станции. По счастливой случайности в день нашего визита Зинаида Ивановна как раз приехала в родительский дом. Она с радостью поделилась воспоминаниями из своего детства.
– Мы переехали сюда в 1950 году, когда я только родилась, – рассказывает Зинаида Ивановна. – Родители познакомились, когда работали в Новосадах – папа дежурным по станции, а мама стрелочником. Потом переехали в Лепель. Затем папу перевели в Бобр начальником станции, а мама работала стрелочником. Детство у меня было счастливое и интересное. Жили мы возле самого железнодорожного вокзала. Спросите, не мешали ли поезда? Ни в коем случае! Наоборот, я засыпала под стук колес. А вот гости у нас надолго не задерживались. Окна дребезжали, а когда лежали на печке, то, казалось, что она вот-вот развалится. Интересно было наблюдать за людьми. Сколько здесь было встреч и расставаний. Любила к родителям приходить на работу. Я хорошо помню старый деревянный вокзал. Затем, в начале 60-х построили новый. Никогда не забуду звон колокола, который висел на стене и его использовали для оповещения о прибытии и отправлении поездов. Фотографии я бережно храню в семейном альбоме. Помню, как здесь росло много тополей и акаций. Во время дождя постоянно прятались под ними. Крона была настолько густой, что выходили мы сухими. Школа была рядом, а за железной дорогой – клуб. Возле вокзала всегда собиралась вся молодежь. Когда сюда приезжаю, то отдыхаю.
Не многое нам известно из истории вокзалов и станций. Но довелось узнать интересный факт о железнодорожной станции «Бобр». Газета «Железнодорожник Беларуси» опубликовала информацию, в которой сказано, что в 1885-м после прошения жителей местечка вышел приказ руководства Московско-Брестской железной дороги об открытии на 579-й версте от Москвы пассажирской платформы «Бобр» для приема и сдачи почтовой корреспонденции.