Надолго останется в памяти и первый урок. Новый учебный год смело и уверенно вступил в свои права. Позади первая неделя школьных и факультативных занятий, шумных перемен и домашних заданий. Впереди – очередные победы и достижения, заслуженные награды и звания.
НЕМНОГО истории. В 1944 году в Крупках были открыты два начальных класса с русским языком обучения при белорусской средней школе. В августе 1946 года русские классы преобразованы в самостоятельную семилетнюю школу. А через два года здесь открылся 8 класс. Так было положено начало созданию Kрупской средней школы № 2. Современное здание распахнуло свои двери для школьников в первый день сентября 1963 года. В августе 1965 года СШ № 2 было присвоено имя Героя Советского Союза Елены Федоровны Колесовой. Спустя пару лет возле здания школы был открыт памятник Е.Ф.Колесовой.
С 1 СЕНТЯБРЯ 2004 года в здании школы функционировало два учреждения образования: Крупская средняя школа № 2 и Крупский районный лицей. В сентябре 2007 года получен новый статус – Крупская районная гимназия.
– Это учреждение образования нового типа, в котором созданы все условия для реализации потенциала школьников, – говорит первый директор гимназии, заместитель председателя райисполкома Андрей Воробьев. – Гимназия сразу же стала центром образовательной жизни города и района. Благодаря высокому уровню профессионального мастерства педагогов и их непрерывному творческому поиску наиболее эффективных методов работы районная гимназия постепенно и уверенно укрепляла позиции в сфере образования. Десять лет насыщенной и плодотворной жизни – важный рубеж в жизни учебного заведения. Скажу, что педагогический коллектив гимназии и учащиеся – это сплоченная команда сотрудников, которая на протяжении многих лет ежегодно добивается значительных успехов на различных уровнях.
С 2011 года районной гимназией руководит Ирина Александровна Шамашова. Сегодня о достижениях гимназистов и педагогов говорится часто и много. Первые яркие звезды зажглась на небосклоне гимназии в 2011 году – Максим Стародубцев и Иван Хацкевич покорили республику, получили Диплом III степени в конкурсе исследовательских работ. В 2012 году Евгений Сувитов стал дипломантом республиканского этапа олимпиады по математике. Спустя год – у Евгения аналогичная победа. Таких же высот достигли Константин Политай и Владислав Артюхович, проявив высокие познания в области физики и русского языка и литературы. Богатым на победы выдался для гимназии 2014 год. Зазвучали новые имена. Евгений Ксендзов сначала обошел знатоков химии в областном этапе олимпиады. Затем поднялся на третью ступень пьедестала на республике. Диплом III степени по истории взяла на области Стефания Змитракович. Специальные призы организаторов областного фестиваля исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» получили Татьяна Кашеро и Егор Шпанко. Диплом I степени с республиканского конкурса предприимчивых идей «Моя инициатива» привезли Ольга Каштальян, Вероника Клименко, Анастасия Коноплицкая и Евгений Ксендзов. Дипломантом областного и республиканского этапов конкурса по разработке компьютерных игр патриотической направленности «Патриот. by» стал Никита Рогов. И, наконец, Андрей Маркович и Захар Яновский пополнили копилку гимназических достижений Дипломом III степени за участие в конкурсе исследовательских работ учащихся учреждений образования Минской области.
В НОВЫЙ ГОД гимназисты вступили с новыми силами. Различные конкурсы – достойные награды. В 2015 году дипломантами I и III степеней на областном этапе олимпиады по русскому языку и литературе и английскому языку стали Дарья Воробьева и Владислав Бейнар. А юные знатоки-интеллектуалы покорили VII межрегиональный фестиваль «Игуменская завея» – заняли первое место в игре «Игуменские соты». Диплома III степени научно-инженерного конкурса учащихся BelSEF удостоены Андрей Маркович и Илья Коровацкий. Увенчалось успехом участие Екатерины Беляковой и Лии Сурдовой в областном этапе конкурса исследовательских работ – у них Диплом III степени. Дебют и громкая победа Вероники Клименко – Диплом I степени за участие в информационном проекте «Юные журналисты Беларуси и России о Союзном государстве». И еще одно важное событие этого года. Дарье Воробьевой присвоено почетное звание «Ученик Минской области».
ОЧЕРЕДНОЙ 2016 год вновь ознаменовался яркими достижениями – Дипломами I степени на республиканском этапе по русскому языку и литературе, а также за участие в конкурсе научно-технических и художественных проектов «Звездная эстафета». Награды подобного уровня завоевали гимназисты и в конкурсе по финансово-экономической грамотности выпускников школ, и в олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В их копилке – диплом лауреата в международной олимпиаде по истории авиации имени А.Ф. Можайского. Знакомые имена победителей: Дарья Воробьева, Вероника Клименко и Никита Рогов.
Не менее знаменателен для гимназии и нынешний – 2017 год. Дмитрий Макаревич, Ольга Шинкевич и Диана Коваленко прошли в финал научно-инженерного конкурса учащихся «Belarus Science and Engineering Fair» и получили Диплом I степени. Портрет учителя физики Светланы Викторовны Кульгавой занимает достойное место на Доске почета Крупского района. Учитель русского языка и литературы Светлана Леонидовна Хадатович удостоена звания «Человек года Минщины». Ее ученица Дарья Воробьева – вновь одна из лучших на республиканском этапе олимпиады по русскому языку и литературе. На августовской педконференции ей вручена премия из специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренной и талантливой молодежи. Максимальный результат на ЦТ по русскому языку продемонстрировала Анна Хадатович.
– И это далеко не все имена и фамилии победителей олимпиад, исследовательских и других конкурсов различных уровней, – говорит Ирина Шамашова. – Наша гимназия заняла прочные позиции в сфере образования. И педагоги, и учащиеся твердо намерены так держать! Во всех достижениях заслуга всего коллектива. Огромное спасибо за это всем педагогам – настоящим профессионалам, преданным своему делу. И, конечно же, тем, кто работал здесь ранее, закладывая прочный фундамент для будущего. Слова благодарности и всем гимназистам. Каждый вносит лепту в общий успех. И очень приятно, что наше учреждение образования хорошо известно как в районе, так и далеко за его пределами. За 10 лет стены Крупской районной гимназии покинули 384 ученика, из них – 27 золотых медалистов и 4 серебряных. Более 80% абитуриентов продолжили учeбу в различных вузах.
НА СЕГОДНЯШНИЙ день в гимназии обучается 482 учащихся. Поступление сюда осуществляется на конкурсной основе. Причем ежегодно 90% младших школьников успешно проходят вступительные испытания и становятся гимназистами. В выпускных классах организовано профильное обучение. Для успешной учебы гимназистов и для эффективной работы педагогов созданы все условия. Всего в гимназии 20 учебных кабинетов. Окна, двери, мебель – практически все новое. Кабинеты физики, химии, компьютерный класс и лингафонный кабинет полностью оснащены современным оборудованием. Для учителей создан методический кабинет.
– Наше учреждение открыто для оценки общественности, – продолжает Ирина Шамашова. – Создан сайт гимназии, организован широкополосный выход в интернет, действует локальная сеть. Для обмена информацией с другими организациями используется электронная почта. Успешно реализуются два проекта. С 2014 по 2017 год – воспитательный проект «Формирование национального самосознания учащихся на основе историко-культурного наследия Крупщины». И еще один проект рассчитан на 2016-2020 годы – «Внедрение методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики на I ступени общего среднего образования».
Здоровье гимназистов – на первом плане. Для занятий физкультурой есть просторный спортивный зал и большой стадион. Налажена стабильная система питания.
Директор районной гимназии Ирина Шамашова смотрит в будущее с оптимизмом:
– У ребят есть желание поступать и учиться в гимназии – и это радует. Возрастает интерес учащихся к участию в олимпиадах и исследовательских конкурсах, к профильным предметам и факультативным занятиям. Наши педагоги широко используют современные информационные технологии, что позволяет показывать детям различные презентации, пользоваться аудио-визуальными учебными программами и делать учебный процесс увлекательным и интересным.