– Ребята, вы посмотрели спектакль «Небесный гость». Про какого ангела в нем говорится? – спрашивала послушница.
– Про Ангела Хранителя! – дружно отвечала детвора. – Он нас от бед оберегает.
– А может ли он на нас обидеться? И за какие поступки? – снова задавала вопросы Екатерина.
– Да, может. Если мы будем себя плохо вести. Маму с папой не слушать. А еще плохие слова говорить… – начинали перечислять малыши.
– Дети, вы все поняли правильно. Не обижайте своих Ангелов Хранителей! Пускай они вас охраняют всегда и везде, – наставляла работница монастыря.
Юные зрители оживленной гурьбой покидали помещение, где на время выставки была установлена батлейка. Мы же в коротком перерыве между спектаклями (шли они каждый час) попросили батлейщицу Екатерину рассказать об этом необычном театре и про то, как она сама в него пришла.
– Мне всегда хотелось работать именно во славу Божию, – заметила она. – И поэтому еще во время учебы в университете культуры я серьезно увлеклась батлеечным театром. Ведь религиозная тема в нем является ведущей. Даже название театра – батлейка – происходит от города Вифлием, где, согласно библейскому сказанию, родился Иисус Христос. Про связь происхождения батлейки с библейской темой свидетельствуют каноничные сюжеты постановки «Царь Ирод». Другие варианты названия театра – вертеп, батлеемка, остмейка или жлоб.
Екатерина рассказала, что по первому образованию она режиссер, по второму – искусствовед. Изучая углубленно историю батлеечного театра, она настолько ею прониклась, что, получив предложение поехать работать по распределению при Свято-Елисаветинском монастыре батлейщиком, весьма охотно его приняла.
– Здесь, в монастыре, у меня появилась возможность свои теоретические знания о батлейке применить на практике, – продолжает она.– И я тут не одна такая. При нашем монастыре работают несколько батлейщиков. Мы постоянно путешествуем по миру. В основном по городам Беларуси и России. Возим спектакли. Это достаточно интересно. А когда видишь горящие глаза юных зрителей, их неподдельное восхищение, то чувствуешь радость и утешение. И поэтому мне очень нравится эта работа. Я довольна, что мое желание – служить Господу своим трудом – осуществилось.
О театре батлейка, который является одним из древнейших видов белорусского искусства, Екатерина Хацкевич может рассказывать достаточно долго, делая акценты лишь на наиболее интересные исторические факты.
– Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в 15 веке, – говорила она. – Для белорусского батлеечного театра были характерны те же особенности, что и для европейских батлеечных театров средневековья. Надо отметить, что репертуар батлеек можно было разделить на 2 жанра: «высокий» (религиозная тематика) и «низкий» (сатиричные сценки из народной жизни). В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились по несколько разным типам: одноэтажные; двухэтажные с движущимися куклами; двухэтажные с башней и другие.
Оформлению батлейки придавалось большое значение. С давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка изготавливалась из фанеры и украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. На верхнем ярусе двухъярусной батлейки показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение этого яруса было богатым, с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре находилась высокая, оклеенная золотой бумагой арка, в глубине которой был алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся проще – в нем проходили бытовые сцены. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27 см. Но встречались размеры и до 35 см – обычно такими делались отрицательные персонажи.
Интересный исторический факт: по костюмам героев старинных батлеечных театров сегодня можно изучать культуру ткачества отдельных регионов Беларуси. Рубахи, намитки, фартуки… Мастера зачастую расшивали наряды в соответствии с национальными традициями. В бытовых сюжетах люди не только узнавали себя, родных и соседей, но и злостных панов, докторов-шарлатанов, лентяев-пьяниц или хитрых торговцев. Доброе слово в сатирических сценках всегда оставалось за трудолюбивыми крестьянами. Бытовые пьесы быстро стали популярными у публики и обрели статус долгожителей.
Особенно популярна в Беларуси батлейка была в 19 веке. Горожане встречали труппу батлейщиков как самых дорогих гостей. Интересно также и то, что белорусская батлейка имела семейные традиции. В ней принимали участие и дети, и взрослые. Сопровождал спектакли народный музыкальный хор, участниками которого нередко были династии батлеечников. Звучание народных инструментов придавало спектаклям особый колорит. Актеры-самородки были одновременно и режиссерами, и постановщиками, и музыкантами.
Екатерина Хацкевич заметила, что даже в наше время, когда альтернативой театру является телевидение, популярность батлеечного театра вновь начинает расти. Он интересен и детям, и их родителям, бабушкам, дедушкам. Зрителям нравится необычное действо, которое происходит будто на экране телевизора. Особенно в восторге от кукол малыши.
– И все же я хочу подчеркнуть, что сам батлеечный театр – это занятие для взрослых,– говорила гостья нашего города. – Во-первых, для изготовления самой батлейки, а также кукол нужны золотые руки. И, во-вторых, каждый спектакль для батлейщика – настоящая импровизация. Ведь он должен не только уметь управлять куклами, но и чувствовать своих персонажей, каждый спектакль проживать с ними пусть и небольшую, но жизнь.
Фото Александра БУДЬКО.