– Петр Алексеевич, основное нововведение меняет порядок предоставления отсрочек от службы в армии на образование. В прессе и на слуху мы встречаем различные комментарии. А какова Ваша позиция?
– Скажу так: нет ничего важнее суверенитета и безопасности. Это святое! Причем касается всех государств на нашей планете. А чтобы этого достичь, нужно в первую очередь обеспечить наши Вооруженные Силы кадрами.
– Почему появилась необходимость менять законодательство?
– В 2018 году в Беларуси впервые возникла ситуация, когда в армию отправили меньше молодых людей, чем планировали. Это существенно не повлияло на боеспособность воинских частей, но специалисты увидели: есть проблема. В осенний призыв 2018 года ряды Вооруженных Сил пополнили около 10 тысяч ребят. Более 37 тысяч, то есть почти в четыре раза больше, получили отсрочки. Причины отсрочек разные. Как основные можно выделить три: для продолжения образования – около 30 тысяч, по семейному положению – примерно 2500, еще 4000 – по состоянию здоровья. Усложняет ситуацию и демографическая обстановка. За последние 10 лет количество парней призывного возраста уменьшилось в два раза. В будущем, показывает статистика, тенденция эта не изменится. Если не предпринимать конкретных мер, в 2022 году у нас появится проблема с нехваткой призывников.
– Расскажите подробнее об основных нововведениях.
– Давать отсрочку для получения образования будут только один раз. Если раньше можно было поступить в ссуз или в колледж, затем в вуз, магистратуру и т.д. и для этого получать отсрочки, то теперь ситуация изменится. Например, если после школы молодой человек поступает в среднее специальное учебное заведение или колледж, то после окончания ему придется сначала отслужить и только потом идти в вуз. Если после школы парень отучился в вузе и планирует далее повышать свой образовательный уровень в магистратуре, то перед этим ему тоже придется отслужить. Следующее нововведение: призывная комиссия может принять решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Таковыми будут признаны парни, которые до 27 лет уклонялись от призыва. Сведения о признании их не прошедшими военную службу по призыву будут заноситься в военный билет в графу «Особые отметки». С такой отметкой не возьмут в МВД, МЧС, Государственный комитет судебных экспертиз, в органы финансовых расследований КГК, СК, а также на государственную службу. Следует учитывать, что тем, кто «надлежаще оповещен и не явился на мероприятия по призыву», запретят выезжать за границу. До этого молодого человека должны были признать уклонистом (а это определенная процедура, возбуждение уголовного дела и пр.) и только потом могли запретить выезд.
– А что значит надлежащее оповещение призывника, после которого молодому человеку военкомат может запретить выезд за границу?
– Гражданин должен расписаться в получении повестки и ее корешок должен быть сдан в военный комиссариат – тогда считается, что повестка вручена надлежащим образом.
– То есть, только лично в руки призывнику?
– Да, она должна быть вручена лично гражданину.
– А как человек узнает о том, что ему запрещен выезд за границу?
– Он будет уведомлен, получив решение военного комиссариата о том, что на него наложен запрет. Решение ему будет вручено на руки. Если решение о запрете на выезд за границу не вручат на руки, то действовать оно не будет.
– Допустим, что человек не идет в армию и до 27 лет он невыездной. После 27 лет запрет снимут, если он все-таки не отслужил?
– Да, человек будет передан на учет военнообязанных, и запрет снимается. Гражданину будет выдан военный билет, в котором будет проставлена отметка, что он не служил в Вооруженных Силах по определенным причинам.
– А те госслужащие, которым уже исполнилось 27 лет, а в армии они не служили, смогут работать дальше.
– Да, на них закон распространяться не будет. И еще один момент. Тех, кто после учебы пойдет в армию по контракту, освободят от распределения. При этом деньги за образование молодые люди возвращать не будут.
– Как теперь быть с талантливыми выпускниками, молодыми учеными, которые могли бы продолжить образование в магистратуре, аспирантуре?
– Есть специальная процедура, когда наши молодые таланты, причем во всех сферах, отбираются всеми заинтересованными ведомствами, готовится Указ Президента и они продолжают «творить». Кроме того, есть служба в резерве. Все те, кто подают надежды в науке, работают над диссертациями, могут призываться на службы в резерве по ходатайству соответствующих учебных заведений, и никто их не будет отрывать от работы над исследованиями и т.д. Так было, есть и будет, и никто этого не отменял.
– Петр Алексеевич, сейчас много говорят о престиже службы в армии….
– Когда я был в призывном возрасте, то, как и все мои сверстники, мечтал о военной службе. И, мало того, мальчишки тогда уже начиная с 6-7 класса готовили себя к этой службе. Сейчас мы имеем картину, когда большинство мальчишек не прочь «откосить», извините за это слово. Я недавно посещал одно из средних специальных учебных заведений Минщины, и был просто шокирован, что лишь несколько мальчишек в зале выразили желание служить в армии. Конечно же, так быть не должно. На мой взгляд, каждый мужчина должен отслужить. Ведь мужчина должен уметь постоять за себя, своих близких, и, конечно же, Родину. На мой взгляд, у нас есть упущения в идеологической составляющей. Этим делом должны заниматься все. Несколько дней назад в Парламенте к моему коллеге обратился журналист с вопросом: «Почему такая ситуация, кто виноват?» Коллега ответил вопросом на вопрос: «А что ваше издание сделало для того, чтобы этот престиж был иным?..» Уверен, что всем вместе надо взяться за эту проблему. Хотя в определенной степени проблема искусственная. Помню, как сказал Министр обороны, отвечая на вопрос депутата: «Вы поезжайте в воинскую часть и посмотрите… ведь там все намного иначе, чем вы даже себе представляете». Поверьте, это действительно так. Мне, как человеку, посвятившему свою жизнь службе Родине и более тридцати лет носившему на плечах погоны, очень хочется, чтобы престиж военной службы стал таким, каким был полвека назад. Вернусь к тому, с чего мы начинали нашу беседу: нет ничего важнее безопасности и суверенитета. А в этом важнейшая роль отводится армии.