Что это за люди? Каковы их истории? Кто и за что присваивает им такой статус? Ответы на эти вопросы мы нашли на сайте Всемирного центра памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем».
Это мемориал, через который Государство Израиль и еврейский народ благодарят всех неевреев, спасавших их в годы Холокоста. Признанные Праведники народов мира – выходцы из 44 стран, всего почти 28 тысяч человек. Это люди, помогавшие евреям, гонимым на смерть, нищету и оскорбления. В страшные годы войны они поступали по законам нравственности, рискуя собственной жизнью и жизнью своих близких, проявляли настоящий человеческий героизм.
В Крупском районе 4 человека были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориала «Яд ва-Шем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны». Это Софья и Павел Булай – за спасение Анны Скумс в деревне Липовец и Денис и Анастасия Давыденок за спасение Ципы Симхович и ее сына Изи в деревне Папарное. Вот их истории, описанные на сайте.
Софья и Павел Булаи жили в деревне Липовец. Сын Софьи от первого брака, Федор Скумс, жил в Обчуге с женой-еврейкой Анной. Когда Германия напала на Советский Союз, Скумс ушел в Красную Армию, а его беременная жена осталась одна. Через несколько дней после того, как немцы заняли Обчугу, Софья пошла к невестке домой и уговаривала ее вернуться с ней в Липовец. Анна отказалась, но через два месяца, в сентябре 1941 года, свекровь опять пришла к Анне, настаивая на том, чтобы забрать ее к себе. Женщина, которая была на девятом месяце беременности, согласилась, и они вдвоем отправились в опасное путешествие. Через два дня пути они добрались до дома, где Павел тепло их встретил. Большинство местных всячески помогали Булаям, а жители села хранили тайну спрятанной еврейской матери и младенца, родившегося вскоре. В качестве меры предосторожности младенца крестили, но, тем не менее, слухи о том, что в Липовце прячутся евреи, вскоре распространились по ближайшим деревням, и местность неоднократно обыскивали. Анну и ее сына Валентина не нашли, и они оставались с Булаями три года, до освобождения Липовца летом 1944 года. Позже они узнали, что Федор погиб на фронте. Анна преданно заботилась о своих престарелых свекрови и свекре до их смерти в конце 1940-х годов.
29 декабря 1996 года «Яд ва-Шем» удостоил Софью и Павла Булаёв почетного звания «Праведник народов мира».
Изя Симхович (1935 г.р.) жил с родителями в деревне Ухвала. С началом войны отца призвали в Красную Армию. Когда началась немецкая оккупация, Изя и его мать Ципа жили в местном гетто. 4 мая 1942 года, за день до ликвидации гетто, они бежали в лес, а затем отправились к Денису и Анастасии Давыденкам, своим знакомым, жившим в деревне Папарное. Супруги и их сын Иван договорились приютить их на несколько месяцев, и Симховичи прятались в амбаре, подвале или на ячменном поле. Ципа шила для своих спасителей, когда могла, но это далеко не покрывало расходов и рисков, которые несли Давыденки. Поиски евреев в районе были интенсивными, и иногда Симховичам приходилось затаиваться в лесу. Все это время Давыденки кормили их. В конце концов Симховичам удалось присоединиться к партизанскому отряду. Ципа погибла во время боя в 1944 году. После войны Изя поселился в городке далеко от Папарного, а затем эмигрировал в США. В 1990-х он случайно встретил Ивана, сына Дениса и Анастасии, который помнил, что прятали его и его мать. Вместе они побывали в Папарном, где несколькими десятилетиями ранее произошло героическое спасение.
5 февраля 2013 года Денис и Анастасия Давыденок были удостоены «Яд ва-Шем» почетного звания «Праведник народов мира».
Когда в 60-е годы «Яд ва-Шем» только начал присваивать почетное звание Праведник народов мира, в честь многих из них на территории музейного комплекса были посажены деревья. Со временем, к 1989 г., было высажено около 2000 деревьев. Именно тогда было принято решение о создании мемориала для увековечения имен Праведников. Это цепочка стен с выгравированными на них именами тех, в честь которых не было посажено дерево. Есть там и имена наших крупчан.
Конечно, число присвоенных званий не свидетельствует о количестве историй спасения, а только, как отмечено на сайте мемориала, отображает случаи, о которых известно «Яд ва-Шем» из предоставленных сведений и документов самих спасенных евреев. Список периодически пополняется и сейчас. И здесь нельзя не согласиться со словами, сказанными в свое время министром иностранных дел Израиля Голдой Меир:«Они спасли не только жизни евреев, но и надежду и веру в человеческий дух».