Обеспечение доступности и качества общего среднего образования – ключевой приоритет устойчивого развития Республики Беларусь. Доступность общего среднего образования обеспечивается за счет: развития многофункциональной сети учреждений общего среднего образования (начальные, базовые, средние школы, учебно-педагогические комплексы, гимназии, лицеи, суворовские, кадетские училища и иные виды), создания структурных подразделений в учреждениях высшего образования для реализации образовательной программы среднего образования. Среднее образование в вечерних классах средних школ можно получить также в вечерней и заочной формах получения образования.
В 2014/2015 учебном году в подчинении Министерства образования Республики Беларусь функционировали 3074 учреждения общего среднего образования (в сельских населенных пунктах – 1837, в городских – 1237). В учреждениях общего среднего образования обучались 931,3 тыс. учащихся (в сельских населенных пунктах – 187,2 тыс. учащихся, в городских – 744,1).
Обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Выбор языка обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожелания учащихся и родителей учащихся. Функционируют учреждения общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на польском (817 учащихся) и литовском (136 учащихся) языках.
С 2015/2016 учебного года в 10–11 классах вводится профильное обучение в целях дальнейшего развития среднего образования, формирования у учащихся компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. В республике эффективно функционирует система работы с одаренными и талантливыми учащимися и студентами с использованием передовых методик и современных образовательных технологий.
Сохранены сформированные за многие годы подходы к организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. В этих целях ежегодно проводятся республиканская олимпиада по учебным предметам, республиканский конкурс исследовательских работ учащихся по учебным предметам, республиканские турниры юных физиков и юных математиков. В 2015 году на международных предметных олимпиадах белорусскими школьниками завоеваны 37 медалей (1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая медаль).
Заслуженную роль в подготовке конкурентоспособных кадров, обеспечивающих экономическое развитие страны, занимают учреждения профессионально-технического и среднего специального образования. Одним из основных направлений деятельности системы профессионального образования Республики Беларусь является переход на мировые стандарты подготовки молодых рабочих и специалистов в целях развития инновационной экономики.
В республике функционируют 185 учреждений профессионально-технического образования, 121 учреждение среднего специального образования. В 2014/2015 учебном году в учреждениях профессионально-технического образования обучались почти 73 тыс. человек (из них 3,6 тыс. являются сиротами и учащимися, оставшимися без опеки родителей). На уровне среднего специального образования обучались 129 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. – сироты и учащиеся, оставшиеся без опеки родителей.
В системе профессионально-технического и среднего специального образования объемы и структура подготовки рабочих и специалистов формируются адресно с учетом потребностей производства. Объем набора на конкретные специальности на стадии формирования контрольных цифр приема на 85% подтверждается заключенными договорами и поданными заявками. В результате почти все выпускники (97%) получают свидетельства о направлении на работу.
С учетом новых технических и технологических изменений в отраслях экономики осуществляется подготовка молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше). В 2014 году они составили 48% от выпуска (15,2 тыс. человек).
Система высшего образования в стране развивается с учетом современных мировых тенденций и является основным источником формирования высококвалифицированного кадрового потенциала республики.
Высокий уровень профессиональной подготовки способствует расширению присутствия Беларуси на мировом рынке интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг, взаимовыгодного сотрудничества и реализации в экономике страны технологий мирового уровня.
Высшее образование доступно для всех в стране в соответствии со способностями каждого.
Всего в республике функционируют 54 учреждения высшего образования, в т.ч. 9 – частных.
На законодательном уровне закреплено право граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, участвовать в конкурсе на получение высшего образования в государственных учреждениях высшего образования за счет средств республиканского бюджета.
За годы суверенитета высшее образование Республики Беларусь приобрело массовый характер. Сегодня на 10 тыс. населения приходится почти 400 студентов. Беларусь находится в пятерке мировых лидеров по соотношению числа студентов и молодежи в одном возрасте. В учреждениях высшего образования Беларуси в 2014/2015 учебном году обучались 363 тыс. студентов и почти 9 тыс. магистрантов.
В республике сформирована современная двухступенчатая система высшего образования.
На I ступени осуществляется подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования (магистратуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации. Подготовка кадров на уровне магистратуры осуществляется для всех отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.
Для усиления практической составляющей подготовки специалистов обновляются базы практик.
Темы курсовых и дипломных работ связаны с актуальными проблемами производства. Министерством образования Республики Беларусь с участием отраслевых министерств сформирован «Межотраслевой задачник» – перечень проблем развития и модернизации предприятий, которые решаются в исследованиях вузовских ученых и студентов.
Качество белорусского высшего образования высоко ценится за рубежом. Наиболее популярно белорусское образование в Иране, Китае, Ливане, России, Туркменистане, Шри-Ланке. Доля экспорта образовательных услуг в 2014/2015 учебном году по региональным сегментам следующая: СНГ– 65%, Азия – 28%, Африка – 5%, Европа – 1%, Северная и Южная Америка – 1%. Экспорт белорусских услуг образования в 2014 году по сравнению с 2010 годом вырос в 2,6 раза и составил $73,1 млн.
Университеты Минобразования сотрудничают в сфере научного и научно-технического взаимодействия с организациями более 65-ти стран мира в рамках 1400 договоров. Наиболее крупными партнерами вузов страны являются научные учреждения Китая, Польши, России и Украины.
Важнейшей составляющей системы государственной поддержки является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 19 лет существования фондом приняты решения о присуждении 31 тыс. поощрений молодым дарованиям. В 2014 году Совет фонда Президента Республики Беларусь принял решение о поощрении 2,3 тыс. учащихся, студентов, педагогических работников и 7-ми научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся на общую сумму 5,4 млрд рублей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи» Министерством образования Республики Беларусь осуществляется ведение банка данных одаренной молодежи. В 2015 году в него включена информация о 5,8 тыс. гражданах. В 2014 году представители одаренной молодежи защитили 72 кандидатские и 1 докторскую диссертации.
Как отмечал Глава государства Александр Лукашенко: «Академическую, отраслевую и вузовскую науку мы ориентируем на решение актуальных задач, стоящих перед страной. Для нас особенно важны научно-технические, аграрные и медицинские направления, разработки по которым востребованы экономикой». Привлечение студенческой молодежи к научной деятельности реализуется через ее участие в работе студенческих научно-исследовательских лабораторий, студенческих конструкторских бюро, творческих мастерских и т.д. В 2015 году в XXI Республиканском конкурсе студенческих научных работ были представлены 3718 исследований.
Важнейшим требованием к научному исследованию является получение новых знаний и научных результатов, гарантирующих возможность их практического применения в различных отраслях экономики и социальной сферы. Такие же условия предъявляются и к студенческой науке. Участниками конкурса в текущем году представлены более 1400 актов внедрения в производство, 104 документа интеллектуальной собственности (патенты, рационализаторские предложения, заявки на выдачу патента на полезную модель). В 2015 году Министерством образования выделены 4,0 млрд рублей для грантовой поддержки 122 проектов.
В целях оказания поддержки будущим ученым на базе государственного унитарного инновационного предприятия «Научно-технический парк БНТУ «Политехник» действует постоянная виртуальная выставка научно-технических работ студентов и молодых ученых вузов. С момента создания виртуальной выставки в 2007 году ежегодно проходит актуализация научно-технических разработок. Если в начале на портале www.student.metolit.by были размещены всего 64 разработки, то в 2014 году – уже более 450 научно-технических разработок студентов, магистрантов, аспирантов по 25 направлениям, которые соответствуют приоритетам научно-технического развития Беларуси.
Представленные на данном ресурсе научно-технические разработки являются завершенными научными исследованиями, готовыми к внедрению (разработчиками предлагаются предприятия и организации, где возможно внедрение), а многие из них уже внедрены и имеют патенты.
Симбиоз образования и науки способствует созданию наукоемких производств, формированию и развитию инновационной активности, являющейся ключевым фактором динамичного развития и конкурентоспособности современной экономики. Степень присутствия научной продукции и разработок Беларуси на мировом рынке новых технологий можно оценить по объему экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции, доля которого в общем объеме белорусского экспорта составляет около 20%. Происходит смещение экспорта в область более высоких технологий. Свыше 70% экспорта услуг приходится на разработку программного обеспечения и консультирование в этой области.
Организации Республики Беларусь готовы наращивать поставки современных, инновационных конкурентоспособных по цене и качеству автомобилей, тракторов, карьерной и сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, технологического оборудования, лекарств, продовольственных и многих других товаров. При этом каждый из проектов научного, инновационного и торгового сотрудничества может и должен перерасти в совместные производства и предприятия.
Интенсивно развивается область информационно-коммуникационных технологий. В докладе Международного союза электросвязи 2014 года отмечено, что Республика Беларусь вошла в топ-10 самых динамично развивающихся стран мира (рост на 5 мест за год) по индексу развития ИКТ. Семь компаний-резидентов Парка высоких технологий вошли в престижный мировой рейтинг «GlobalServices 100».
Достижения белорусских ученых внесли весомый вклад в значительное улучшение позиций Республики Беларусь в международных рейтингах научно-технического и инновационного развития: по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2014 году Беларусь заняла 1-е место в мире по количеству заявок на полезные модели от резидентов Республики Беларусь и 6-е место в мире по количеству заявок на изобретения в расчете на $1 млрд ВВП (7,6 единицы и 11,6 единицы соответственно); в Глобальном индексе инноваций – в 2014 году рейтинг Беларуси (58-е место в мире) повысился на 19 позиций по сравнению с 2013 годом; на 13 позиций улучшилось положение Беларуси в мировом индексе развития человеческого потенциала – 53 место в 2014 году (с 65 места в 2011 году), по-прежнему опережая крупнейшие страны СНГ – Россию, Казахстан и Украину.
Успехи белорусских ученых в различных областях фундаментальной и прикладной науки признаны мировым сообществом. По белорусским разработкам развиваются около 30 новых производств в биотехнологии (кормовые добавки, биопрепараты, селекционные центры животноводства). К 2016 году планируется пятикратный рост по выпуску продукции (с $70 млн до $360 млн). Это – пример новой и быстрорастущей отрасли Беларуси, новой биопродукции на рынке ЕАЭС с высокой добавленной стоимостью.
Белорусские ученые-биохимики впервые в мире расшифровали структуру цитохрома альдостеронсинтаза. Это – возможность создания новых целевых лекарств, снижающих артериальное давление. У нас созданы технологии получения уникальных субстанций противоопухолевых и противовирусных препаратов, производства гемосорбентов, антацидных средств, витаминов.
В Беларуси разработаны лазеры нового поколения. Созданы новые лазерные излучатели по габаритам, массе, энергосбережению. Сфера применения широка: от медицины до промышленности. Они более безопасны по сравнению с традиционными, значительно меньше и функциональнее. Новые разработки белорусских физиков высоко востребованы за рубежом.
Особое место в этой сфере отводится созданию технологий и оборудования для бесконтактной экспрессной оптической диагностики раковых опухолей. Применение новинки в медицине сокращает затраты на диагностику онкологических заболеваний, а также на мониторинг и локализацию раковых опухолей непосредственно во время хирургических операций.
Ежегодно в Беларуси создаются 3-5 инноваций мирового уровня. Некоторые из них: тест-система, позволяющая определить концентрацию белка-онкогена в образцах исследуемой ткани в режиме реального времени; искусственные клапаны сердца мирового уровня, которые выпускаются в Беларуси более 7 лет. При этом сердечные клапана белорусского производства имеют стоимость в 5 раз меньшую, чем мировые аналоги.
Цель инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы заключается в качественном росте и повышении конкурентоспособности национальной экономики на основе проведения ее структурной перестройки, предусматривающей концентрацию ресурсов на формировании высокотехнологичных секторов экономики, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов. Акцент будет сделан на высокоэффективные и экологически безопасные технологии, принципиально новые производства с высокой долей добавленной стоимости и уровнем производительности труда выше, чем средний по Европе.
Основными направлениями инновационного развития станут: информационно коммуникационные и авиакосмические технологии; био- и нанотехнологии; медицинские технологии: превентивная персонифицированная медицина, телемедицина, внедрение дистанционных форм мониторинга здоровья. В сфере фармации, медицинской техники планируется создание производства противоопухолевых лекарственных средств, замороженных и сухих бактериальных концентратов, разработка технологий биомедицинских клеточных продуктов для регенеративной медицины, лечения и профилактики заболеваний различного генеза; лазерно-оптических методов и медицинской аппаратуры; разработка и внедрение мехатронных систем и технологий, робототехнических комплексов с интеллектуальными системами управления; создание и развитие производств, основанных на глубокой технологической переработке местных возобновляемых сырьевых ресурсов (деревообработка, лесохимия).
В отраслях и регионах предстоит реализовать проекты по следующим основным направлениям: машиностроение, станкостроение, металлургия, радиоэлектроника и телекоммуникации, микроэлектроника, растениеводство и животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, контроль безопасности сельскохозяйственной продукции, лечение и диагностика заболеваний, микробиология и фармацевтика, атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, создание торгово- и транспортно-логистической инфраструктуры, лесохимия, производство удобрений, нефтехимия.
По материалам Минского облисполкома.