К главе государства обратились с просьбой реструктуризировать примерно половину задолженности предприятия. При этом Александр Лукашенко сразу обратил внимание на большие объемы дебиторской задолженности - пока еще неполученные средства за ранее поставленную технику. Если вернуть в оборот эти деньги, то и поддержка бы, возможно, не потребовалась.
С другой стороны, нужно четко проработать условия реструктуризации, чтобы сроки возврата средств не были чересчур растянуты. Ведь важно учитывать не только сиюминутные потребности предприятия, но и государственные интересы. А потому график погашения должен быть реальным, но напряженным.
"Вам подпись Президента нужна, чтобы я вам подарил на 10 или сколько лет эти деньги. Я ж не Дед Мороз!" - заметил белорусский лидер.
В докладах чиновников речь шла о возможности реструктуризации на 15 лет. "Давай, может, на 30", - с долей сарказма заметил Александр Лукашенко.
Обращаясь к курирующему промышленность вице-премьеру Петру Пархомчику, Президент поставил вопрос: "Чего ты, будучи в БЕЛАЗе (Петр Пархомчик на протяжении ряда лет руководил этим предприятием. - Прим. БЕЛТА), не приходил ко мне деньги просить вот таким образом?"
"Потому что зарабатывал", - ответил вице-премьер.
"А почему он не зарабатывает? - задал резонный вопрос глава государства. - Почему я должен сегодня от них забрать (средства, которые могли бы быть потрачены на нужды в других сферах. - Прим. БЕЛТА) и вам отдать?"
Глава государства еще раз пояснил, почему он так принципиально подходит к этому вопросу, ведь если сказать по-простому, объяснить, то реструктуризация выглядит следующим образом: "Это (определенная сумма средств. - Прим. БЕЛТА) ты мне сегодня должен это отдать. А я должен тебе сказать: "Через 10 лет вернешь". А мне в бюджет нужны деньги. И не только в бюджет. Там банковские, наверное, кредиты. А кредиты - это денежки и бюджета, и людей".
Министр промышленности Александр Рогожник говорил о том, что необходимо запустить очередной инвестиционный цикл на предприятии, ведь по ряду причин на протяжении ряда лет свои средства в хозяйственную деятельность оно не инвестировало. Кроме того, в нынешних условиях, в том числе на фоне санкционных ограничений, есть уникальный шанс для активной работы на российском рынке. "С Россией сумели договориться. С КАМАЗом договорились. Они унифицировали все узлы. То есть КАМАЗ делает для МАЗа, МАЗ для КАМАЗа. Перестали драться. Сегодня имеем допуск на рынок Российской Федерации. Поэтому я вас сюда и притащил (речь о рассмотрении данного вопроса на совещании у Президента. - Прим. БЕЛТА), что у вас уникальная возможность работать, а вы пришли за деньгами ко мне", - заметил белорусский лидер.
В итоге Александр Лукашенко поручил готовить окончательный проект указа, но без ведомственного подхода и с учетом озвученных требований.