Появлению Основного закона 1994 года предшествовали белорусские конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов, которые заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права и обязанности граждан. Каждая из этих конституций имела свои особенности, однако общим для них было отражение социалистических ценностей, закрепление марксистско-ленинской идеологии.
На фоне распада СССР и предшествовавших этому политических и социально-экономических преобразований в Беларуси возникла необходимость изменения конституционных основ государственного строя. Над проектом Основного закона велась масштабная работа, которая растянулась на несколько лет. В результате 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва была утверждена первая в истории суверенной республики Конституция. Она установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека, главенство международного права. Кроме того, Конституцией впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти предусмотрена должность Президента Республики Беларусь.
Конституция 1994 года действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года. На основе Конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, а также границы правового регулирования. В Конституции устанавливается правовой статус органов государственной власти, что позволяет определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом важнейшим юридическим свойством Конституции является ее главенство по отношению ко всем иным правовым актам. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закреплены в самом Основном законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.
Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного закона. В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами парламента по инициативе Президента, Всебелорусского народного собрания, не менее одной трети от полного состава каждой из палат парламента либо не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Считается, что референдум состоялся, если в нем приняло участие более половины граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы I "Основы конституционного строя", II "Личность, общество, государство", IV "Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент, Правительство, Суд" и VIII "Порядок изменения и дополнения Конституции" могут быть изменены только путем референдума.
Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума. На общественное обсуждение было вынесено 7 вопросов: 4 были инициированы Президентом, 3 - парламентом. В результате были поддержаны 2 предложения Президента, все предложения парламента были отклонены. Предложение Александра Лукашенко о переносе Дня независимости Республики Беларусь на 3 июля поддержали 88,18% избирателей, принятие предложенной Президентом новой редакции Конституции - 70,45%.
Очередные изменения в Конституцию были приняты по итогам референдума 17 октября 2004 года, также проведенного по инициативе Президента. На народный суд был вынесен единственный пункт: о возможности предоставления главе государства права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь на очередных выборах Президента и отмены ограничений на количество сроков переизбрания на данную должность для одного и того же лица. По итогам референдума белорусский народ вновь поддержал предложение лидера. По данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 90,28% граждан, внесенных в списки для голосования. Из них решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42%.
Третий референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию был проведен 27 февраля 2022 года по инициативе Президента. На общественное обсуждение был вынесен обновленный вариант Основного закона страны, где было предложено изменить 83 статьи, дополнить текст одной главой о Всебелорусском народном собрании и 11 новыми статьями. Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства нашей страны. Так, были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания, который стал высшим представительным органом народовластия. За принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86% от принявших участие в голосовании граждан.
Действующая Конституция воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.