Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.
Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.
Президент Республики Беларусь – гарант Конституции. В этой связи в рамках предоставленных ему полномочий он осуществляет контроль за тем, чтобы все государственные органы, организации и должностные лица действовали в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Глава государства вправе как по своей инициативе, так и на основании поступающих к нему обращений граждан и юридических лиц инициировать производство о проверке конституционности нормативных правовых актов Конституционным Судом Республики Беларусь.
При этом Президент – не единственный, на кого возложена задача по обеспечению сохранности Конституции: он разделяет ее со всеми государственными органами. Однако его роль более значительна и связана с тем, что в случае необходимости именно Глава государства должен «напоминать» властям об их прямых обязанностях, а иногда задействовать соответствующие механизмы для неукоснительного соблюдения положений Конституции.
Президент как гарант Конституции имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь; непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Глава государства обеспечивает осуществление должного нормотворческого контроля в целях безусловной защиты конституционных положений и соблюдения принципа верховенства права.
Президенту предоставлено право инициировать рассмотрение вопроса в Парламенте Республики Беларусь об изменении и дополнении Конституции, а также выносить соответствующий вопрос на республиканский референдум.
Президент Республики Беларусь – гарант прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормотворческими полномочиями. В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.
Глава государства определяет государственную политику в правовой сфере, и, как следствие, его нормативные правовые акты, издаваемые в рамках предоставленных ему полномочий, являются фундаментом для становления и развития общественных отношений. Значительное количество нормативных правовых актов Главы государства объясняется необходимостью постоянно и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в жизни общества, не допускать правовой неопределенности, произвола и беззакония. Также необходимо противостоять отдельным негативным явлениям, зарождающимся как внутри страны, так и проникающим в нашу республику из-за рубежа.
Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина. Подобные послания задают вектор процессу государственного управления во всех отраслях и сферах деятельности. Так, в Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. было указано: «Основная цель социальной политики государства – благосостояние народа, повышение уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку – это главное для органов власти». Подобная формулировка была избрана не случайно. Значительное число издаваемых Главой государства нормативных правовых актов направлено на решение важнейших социальных вопросов, а также на защиту отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).
Важной составляющей по обеспечению со стороны Главы государства защиты прав и свобод человека и гражданина выступают президентские программы. Данные документы принимаются по важнейшим социально-экономическим проблемам. Глава государства выступает инициатором этих программ, которые реализуются под его руководством.
Функции Президента в рамках обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина не сводятся только к нормотворческой деятельности.
Глава государства на основании предоставленных ему полномочий принимает активное участие в жизни народа. Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет помилование осужденных. По инициативе Главы государства в стране проводится активная работа по дебюрократизации государственного аппарата, которая направлена на устранение излишних административных барьеров, упрощение взаимодействия власти и населения, повышение качества обслуживания граждан в государственных органах и организациях. В целом созданы условия, при которых граждане могут тратить минимум времени и сил при обращении в государственные органы и организации, оказывающие услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также активно участвовать в выработке важнейших управленческих решений.
Президент выступает гарантом государственности. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. На реализацию указанной функции направлены такие полномочия Президента, как введение чрезвычайного и военного положений, объявление полной или частичной мобилизации. Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь. Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной силы с целью обеспечения военной безопасности нашей страны.
Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, что является важной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Глава государства вправе принимать в рамках Конституции любые меры, направленные на сохранение стабильности страны и общества.
Таким образом, предпринимаемые меры в целях обеспечения гарантий государственности напрямую взаимосвязаны с защитой прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь законом охраняются честь и достоинство Президента, Глава государства обладает неприкосновенностью. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влечет установленную законом ответственность.
Совпадение реальной жизни общества и конституционных норм – это важнейшее условие единства государства, общества и граждан. Подобное совпадение представляется возможным только при условии наличия сильного государственного деятеля, который не остается в стороне от происходящих изменений внутри страны и за ее пределами.
Конституция как Основной Закон Республики Беларусь направлена на поддержание именно такого руководителя посредством наличия эффективного сильного института президентства. Данный институт функционирует и развивается в нашей стране как безусловная составляющая в обеспечении гарантии соблюдения Конституции и закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина.
При этом конституционные положения, регламентирующие правовой статус Президента и предоставленные ему полномочия, позволяют своевременно решать наиболее значимые вопросы, возникающие в процессе взаимодействия государства и общества. Это обеспечивает защиту и процветание страны и белорусского народа, а также позволяет вести речь о развитии такого правопорядка, при котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации действительно являются высшей ценностью и целью общества и государства.
По материалам Минского облисполкома.