krupki.by

ru RU be BE en EN

Основные направления развития и совершенствования системы жилищно­коммунального хозяйства



Основные направления развития и совершенствования системы жилищно­коммунального хозяйства

Автор / Официально / Чацвер, 20 Верасень 2018 16:34 / Просмотров: 1130

Ежедневно услугами ЖКХ пользуется все население республики. От качества работы жилищно-коммунальных служб зависит успешное развитие экономики, благосостояние людей, их здоровье, работоспособность и настроения в обществе. Знаковым событием, определившим стратегию и тактику совершенствования системы ЖКХ, стал республиканский семинар 2017 года с участием Главы государства.

В перспективе предстоит сосредоточить усилия на нескольких основополагающих направлениях: тепловая модернизация жилищного фонда, замена лифтового оборудования в жилых домах, улучшение качества питьевой воды, внедрение новых подходов к обращению с бытовыми отходами, проведение справедливой тарифной политики, использование местных видов топлива в теплоэнергетике, совершенствование структуры ЖКХ.

В республике проводится единая политика в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от форм собственности организаций жилищно-коммунального хозяйства. В государственной собственности находится менее 6% жилой недвижимости, остальные 94% – частная собственность граждан и юридических лиц. Для обеспечения прозрачности услуги по техническому обслуживанию жилищного фонда определены четкий перечень работ и периодичность их выполнения.

Благодаря последовательной политике в организации эксплуатации жилищного фонда площадь ветхих и аварийных жилых домов остается крайне низкой на протяжении длительного времени и не превышает 0,1% от общей площади жилья.

Чтобы не допустить ухудшения технического состояния жилфонда, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта. Пересмотрены виды и состав работ (исключены те из них, которые относятся к модернизации и увеличивают потребительские качества жилых помещений), установлены предельные нормы затрат на капитальный ремонт. Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Выбор исполнителя строительно-монтажных работ производится на конкурсной основе. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год и на 5 лет.

В последние 20 лет отчисления на капремонт производят все без исключения жители многоквартирных домов (на данный момент тариф составляет 0,0953 рубля за квадратный метр ежемесячно). Но денег этих для реализации глобальных работ недостаточно, и государство вынуждено совершать серьезное субсидирование данного вида услуг.

Ежедневно организациями водопроводно-канализационного хозяйства системы ЖКХ в квартиры и дома жителей республики подается около 1 млн куб. м воды.

Все регионы республики и большая часть города Минска обеспечиваются водоснабжением из подземных источников, что позволяет получать качественную воду. С 2005 по 2017 год удельный вес не соответствующих микробиологическим показателям проб воды из водоисточников снизился более чем в 3 раза, а в коммунальных водопроводах – более чем в 4 раза. Несмотря на значительный объем работ, проблема качества питьевой воды до конца не решена. Главой государства поставлена задача к 2025 году обеспечить 100% потребителей водой питьевого качества. Для безусловного ее выполнения необходимо построить станции обезжелезивания более чем в 1 200 населенных пунктах.

За последнее десятилетие в коммунальной теплоэнергетике произошли существенные изменения. На современном этапе главная цель – повышение эффективности путем оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов, модернизации котельного оборудования, снижения потерь тепловой энергии. Активно прорабатываются вопросы финансирования мероприятий по тепловой модернизации жилых домов, так как порядка 70% жилфонда республики (дома, построенные до 2000 года) не отвечает современным нормам. Потребление тепловой энергии такими домами в 1,5–2 раза выше требуемых параметров.

За последние годы в республике созданы необходимые условия и инфраструктура для сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными требованиями и стандартами. Системой раздельного сбора сегодня охвачено свыше 80% населения. Это позволило увеличить уровень использования ТКО более чем в 3 раза (с 5,5% в 2008 году до 17,6% в 2018-м).

Совершенствуется тарифная политика в сфере оказания ЖКУ. Механизм изменения тарифов прозрачен и понятен – ежегодное повышение на 5 долларов США в расчете по стандартной двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв. м с тремя проживающими и дальнейшая ежеквартальная индексация на рост номинальной начисленной заработной платы.

Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в расходах белорусских семей. В 2016–2017 годах на эти цели из семейного бюджета тратилось около 7% (в 2005 году – 9,1% от общего объема потребительских расходов семьи). Средние платежи за коммунальные услуги в Беларуси не превышают 5% от средней заработной платы по стране.

Не допустить резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств удается как за счет поступательного повышения доходов населения, так и благодаря снижению затрат на оказание ЖКУ. Основной упор делается на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, потерь тепловой энергии и воды, оптимизацию численности, уменьшение накладных расходов и другие мероприятия.

Отдельные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, установленные для населения, не обеспечивают полное возмещение затрат на их оказание. В большей степени государством субсидируется тариф на тепловую энергию (горячее водоснабжение и отопление). Конечная цель тарифной политики в системе жилищно-коммунального хозяйства – уйти от перекрестного и бюджетного субсидирования с сохранением доступности ЖКУ для населения.

Подходы по начислению платы за ЖКУ постоянно совершенствуются. Так, изменен порядок начисления платы за услуги электро- и газоснабжения неработающим пенсионерам в отношении двух жилых помещений; введены скидки по оплате за теплоснабжение при установке приборов индивидуального учета расхода тепловой энергии за счет собственных средств; предусмотрены особенности начисления платы при расходовании воды на полив огорода, за услуги в общежитиях и т.д. Повышенное внимание уделяется государственной поддержке населения через предоставление семьям с низкими доходами безналичных жилищных субсидий. Помощь оказывается при условии, что ежемесячный платеж за жилищно-коммунальные услуги при их нормативном потреблении превышает 20% среднемесячного совокупного дохода семьи в городской местности и 15% – в сельской. Величина субсидии определяется как положительная разница между суммой платежа и суммой, составляющей соответственно 20% и 15% среднемесячного совокупного дохода. С 1 августа система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан: осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите; получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.

Дальнейшее развитие в республике получит опыт г.Минска по созданию единой диспетчерской службы 115. До конца 2018 года в соответствии с поручением Главы государства создание областных контакт-центров и единых диспетчерских служб с коротким номером будет завершено повсеместно. Контакт-центр г. Минска (телефонный номер 115, интернет-портал «Мой город 115.бел») работает в круглосуточном режиме. Заявка, поступающая в контакт-центр, фиксируется и направляется исполнителю услуги. При этом ее выполнение отслеживается как путем предоставления отчета исполнителем, так и путем мониторинга (обзвона) выполнения заявок самим контакт-центром.

В рамках единого расчетного информационного пространства создана автоматизированная информационная система по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – АИС «Расчет-ЖКУ». Это позволило унифицировать систему расчетов, усилить контроль за правильностью начислений платы за жилищно-коммунальные услуги по всей стране. В настоящее время АИС «Расчет-ЖКУ» охватывает почти все население республики (96,8%) и позволяет предоставлять извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг в каждом населенном пункте по единой форме как на бумажном носителе, так и в электронном виде. То есть, подав заявление в расчетно-справочную организацию с указанием адреса электронной почты, каждый плательщик может уже сегодня получать извещения в электронном виде.

Одна из перспективных задач – внедрение дистанционного съема показаний приборов индивидуального учета расхода газо-, электро-, тепло- и водопотребления на основе «интеллектуальных» технологий и систем беспроводной передачи данных. Приезжающие в нашу страну гости и туристы из других стран зачастую удивляются, насколько чисты и ухожены населенные пункты Беларуси: от небольших агрогородков, райцентров и до столицы. За всем этим – повседневный кропотливый труд работников жилищно-коммунальной отрасли.

Благоустройство городов и сел – это дело не только коммунальников, но и каждого белоруса – по месту жительства, работы, учебы. Одна из приоритетных задач в наведении порядка на земле – максимальное вовлечение населения и всех субъектов хозяйствования в проведение работ по благоустройству. В стране ежегодно проводится общереспубликанский конкурс, в котором принимают участие все населенные пункты страны. Его цели выходят далеко за рамки простого благоустройства. Учитываются усилия местных властей и населения по ремонту домов, повышению уровня архитектуры и градостроительства, развитию инфраструктуры, улучшению экологии и др.

Чувство собственника, хозяина на своей земле не рождается само по себе, оно воспитывается годами, в том числе бережным отношением к окружающей среде, неравнодушием к состоянию своего дома, участием в работах по благоустройству малой родины.

Подготовлено по материалам Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

 

Тэги

Автор

admin

admin

Актуально

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.