Вот с каким фактом столкнулись контролеры Борисовского межрайонного комитета госконтроля при проверке одной из сельхозорганизаций Борисовского района.
При проведении в ходе проверки инвентаризации, с учетом контрольного взвешивания 1,5 тыс. голов скота, установлено завышение веса на 194,7 тонны, что привело к искажению статистических данных по приросту крупного рогатого скота. Если в среднем одна голова весит 230 кг, то приписано было целое стадо порядка 846 голов. Данным хозяйством был также завышен показатель по валовому надою молока в январе 2015 г. на 18 тонн.
Этот факт привел в недоумение контролеров, т.к. приписки в данном хозяйстве уже были выявлены при проверке органами прокуратуры в конце 2014 г. Тогда в сторону завышения также были искажены данные по производству молока, объему его реализации, приросту молодняка крупного рогатого скота, валовому сбору зерновых культур.
Кроме того, должностными лицами хозяйства за 2013 – 4 мес. 2015 гг. допущен сверхнормативный перерасход молока на выпойку скота в общем количестве 769 т на сумму 2656 млн руб.
Также допущено искажение государственной статистической отчетности о наличии и движении основных средств за 2013 год в части отражения в отчете выбытия машин и оборудования, а также транспортных средств на общую сумму 303 млн руб. Вместе с тем в бухгалтерском учете общества стоимость списанных в указанный период основных средств не отражена. Акты о списании транспортных средств, машин и оборудования в бухгалтерию не представлялись.
Руководством сельхозорганизации не принимались действенные меры по обеспечению сохранности имущества, что способствует возможным злоупотреблениям должностных лиц, нанесению ущерба предприятию и утрате имущества. Так, при проведении в ходе проверки инвентаризации выявлена недостача основных средств на сумму 642,4 млн руб., а также излишки 14 объектов основных средств на сумму 378,1 млн руб.
Полная бесконтрольность допущена по использованию и списанию горюче-смазочных материалов. В организации не проводилось снятие фактических остатков топлива в баках транспортных средств на конец отчетного месяца, данные о наличии топлива в баках ежемесячно актами снятия остатков не оформлялись, списание топлива на затраты в обществе осуществлялось не по установленным нормам, а по фактическому его расходу, стоимость израсходованных топливно-смазочных материалов в пределах установленных норм не определялась. Взысканий с физических лиц стоимости ГСМ при его перерасходе не велось, а сумма топлива сверх установленных норм составила 37,5 млн руб.
В хозяйстве также производилась заправка ГСМ личных автомобилей отдельных специалистов хозяйства. Однако в договорах об использовании автомобилей в служебных целях лимит на заправку ГСМ личных автомобилей при использовании в служебных целях не предусматривался, расход топлива по норме в путевом листе не отражен, документальное фиксирование работы транспорта работника в служебных целях отсутствует, в чем усматривается использование топлива в личных целях.
Не по целевому назначению в 2014 году использовано дизельное топливо на сумму 66,7 млн руб., закупленное за счет бюджетных средств. Денежные средства выделялись на приобретение горюче-смазочных материалов для организации работ по вывозке органических удобрений с территорий животноводческих ферм и комплексов. Однако 45% дизельного топлива было использовано на другие виды работ (на заправку транспорта по договорам аренды, подвоз кормов и др.).
В нарушение законодательства о государственных закупках не проводились процедуры выбора поставщиков и подрядчиков за счет бюджетных и собственных средств.
Выявлены также нарушения бухгалтерского учета и отчетности, трудового законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, ветеринарно-санитарных правил, законодательства, регулирующего порядок обращения черных, цветных, драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая изделия или лом и отходы, их содержащие, а также недопоставка для местных нужд животноводческой продукции.
Таким образом, проверка показала, что в сельхозорганизации не принимаются действенные меры по эффективной работе предприятия, со стороны райсельхозпрода не налажена эффективная системная работа по контролю за деятельностью хозяйства, что привело к систематическим припискам на протяжении длительного времени продукции животноводства, другим нарушениям требований нормативно-правовых актов должностными лицами предприятия.
По всем указанным фактам нарушения действующего законодательства Борисовский межрайкомитет госконтроля примет самые жесткие меры по наказанию виновных.
Кроме того, материалы по результатам проверки для принятия мер реагирования направлены в орган исполнительной власти, а по отдельным фактам грубых нарушений – в правоохранительные органы.
Борисовский межрайонный комитет государственного контроля.