- Это наш долг, дань памяти, - объяснил Игорь Борисович и рассказал историю о том, как его маме чудом удалось избежать смерти во время массового расстрела евреев возле д. Лебедево. Сейчас здесь установлен памятник жертвам Холокоста.
Холокост…Это слово по сей день произносится с содроганием. Юные спасатели знакомы с этой страницей истории Крупской земли. Однако, услышав рассказ из первых уст, содрогнулись от жестокости.
- Уничтожение еврейского народа…Эта участь коснулась и нашей семьи, - говорит Игорь Борисович. – День 18 сентября 1941 года моя мама Софья Яковлевна помнила всю свою жизнь. Тогда всех евреев местечка Крупки и других близлежащих деревень, в том числе из Борисовского и Толочинского районов, собрали на центральной площади, а затем погнали в сторону Лебедево. В их числе была мама – двадцатилетняя девушка. Колонну остановили около урочища Панское у большого оврага, через который лежали две доски. Небольшими группами евреев выстраивали на доски и расстреливали. А малолетних детей немец-офицер брал за ноги, бил о землю и бросал в овраг. Смерть здесь ждала каждого. Моей маме помог случай – во время расстрела она стояла рядом с полной женщиной. Залп… и они упали в овраг. Мама осталась жива и так пролежала среди мертвых тел. 1975 сердец мирных жителей перестали биться в одночасье. Затем фашисты пригнали местных жителей и заставили их закапывать тела. Мама подала одному из них знак, что жива, ее немного присыпали землей, а ночью она бежала к родителям в д. Прудины Крупского района. Но и там счастья не было. В деревне Обчуга немцы создали гетто, на 500 метрах за колючей проволокой среди 400 евреев оказалась мама, ее родители, близкие родственники. В один из дней ей удалось бежать. Остальные же были расстреляны... Вот так мама потеряла всех родных, кроме брата, который в то время воевал на фронте.
Полная ненависти к врагу, Софья Яковлевна ушла к партизанам в бригаду Деда Миная, которая базировалась в Лепеле. Там в болотистых местах располагались практически все партизанские соединения. К тому же рядом-озеро. Замой на толстый лед садились самолеты с провизией, боеприпасами, забирали раненых и отправляли в Москву. Так Софья Яковлевна стала разведчицей и выполняла различные задания - совершала диверсии, подрывала составы на территории Крупского района.
- Однажды, возвращаясь с задания, мама решила зайти в родную деревню, чтобы посмотреть на родительский дом. Однако ее предали. Она попала в руки полицаев и была приговорена к расстрелу. Снова благодаря случаю она избежала смерти: немец повел молодую девушку в лес, дал лопату и приказал копать себе могилу. В это время он приснул, так как был пьян. Мама не растерялась, огрела его лопатой по голове и сбежала в партизанский отряд, где и прослужила до 1944 года. После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, она вернулась в Крупки, стала работать бухгалтером, вышла замуж, родила детей. Но вспоминать те жуткие времена она не любила. И это понятно… - с дрожью в голосе рассказывал историю трех спасений своей мамы Игорь Шалаумов. – Однако каждый год 18 сентября она приводила меня с братом на митинг-реквием в д. Лебедево, чтобы почтить память невинно убиенных. В братской могиле покоятся тела 1 975 человек.
- Вот уже 50 лет я занимаюсь поисковой работой. Собрано много архивных документов. Все наши усилия направлены на то, чтобы сохранить историю и память для последующих поколений. Цифры жертв Холокоста на Крупщине впечатляют: в Лебедево – 1 975 человек, в Замках – 961, в Холопеничах – 2 700, в Обчуге - 440, на Ухвале – 150… Это нужно знать, помнить, чтобы не допустить в будущем.
Затем работники МЧС, юные спасатели и педагоги посетили мемориал в д. Лебедево, возложили погибшим живые цветы, почтили память Минутой молчания, навели порядок на прилегающей территории.
Холокост…Звучит, как колокольный набат.
- Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какое ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
…Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Крупский РОЧС.