Да, не только беда, а целая трагедия. Для самой женщины, ее близких, а особенно для детей. Пьющий отец, бесспорно, это страшно. Но в то же время дома есть женщина, которая тянет на себе быт, при этом дети сыты, обуты, одеты и получают материнскую любовь. А что происходит в семьях, где пьет мать? В доме холодно, грязно, неуютно, холодильник пустой… Дети не могут оставаться в таких условиях. За этим следуют отбирание детей, лишение родительских прав, травмированная психика ребенка, и вот оно – дно жизни. Только представить такую ситуацию – уже становится не по себе.
А ведь такая проблема в обществе, к сожалению, есть. И не где-то, а рядом с нами.
Недавно мы встретились с молодой женщиной, которая дважды наступила на одни и те же грабли – во второй раз у нее изъяли троих детей. Только на этот раз удар оказался посильнее и пожестче – ее лишили родительских прав. Но она нашла в себе силы не спрятаться, а поговорить о проблеме, называя вещи своими именами. И это осознание уже, будем надеяться, поможет ей стать сильнее пристрастия.
Свою историю женщина рассказывала со слезами на глазах.
– В том, что со мной произошло, конечно, я сама виновата, – говорит Екатерина. – В жизни был отрицательный пример, в глубине души я знала, что увлечение алкоголем ни к чему хорошему не приведет, но в свое время не сделала выводы…
Когда мне исполнилось 5 лет, умер папа. А мама, чтобы заглушить боль потери любимого человека, пристрастилась к спиртному. Так ей было легче, она забывала обо всем… И я на четыре года оказалась в детдоме. Там я была накормлена и в тепле, но все равно хотелось домой, к маме. А маму лишили родительских прав. Только когда мне исполнилось 10 лет, она смогла забрать меня домой.
К сожалению, Екатерина, которая в детстве познала все горести сиротской жизни, повторила мамину ошибку.
– Спиртное попробовала рано, еще в школе, – продолжает она. – Честно сказать, мама так до конца не избавилась от этой пагубной привычки, выпивала. В подростковом возрасте мне это, можно сказать, было на руку. Родительский контроль ослаб, я могла делать, что хотела. Попала в сомнительную компанию. Там распивали алкоголь. Ну, как не попробовать? Вот и напробовалась. Рано родила ребенка.
Шло время. Екатерина свила семейное гнездышко. И вот она – мать троих детей. Два сыночка и лапочка-дочка – полный комплект материнского счастья. Только счастье подкреплялось алкогольными градусами. И как итог – детей изъяли из семьи на полгода.
– Старалась быть хорошей хозяйкой и матерью, – вспоминает Екатерина. – Сделала дома ремонт, чтобы детям уютно было. Жили вместе с моей мамой. Она выпивала, ну, и я «за компанию». Сила воли слабая. Умом понимала, что так нельзя, надо думать о детях, а справиться не могла. Говорила алкоголю «нет», а он не слышал. Старший сын, ему сейчас 11 лет, повторял мне постоянно: «Мама, не пей, это плохо. Подумай, что с нами будет». А разве можно здраво рассуждать в угаре? Так забрали детей на шесть месяцев, но родительских прав не лишили. У меня как земля из-под ног ушла – очень испугалась и переживала.
Приложила все усилия, чтобы исправить свою ошибку. Закодировалась, встала на путь истинный. Дети домой вернулись.
Ну, вот, вся семья в сборе. Горькая ошибка исправлена. Казалось бы, живи и радуйся, воспитывай деток, цени красочную и насыщенную жизнь. Но, нет. Екатерина опять попадает в зловещие объятия «зеленого змия».
– У меня был шанс, но я не использовала его до конца, – сокрушается собеседница. – На этот раз меня лишили родительских прав. Признаю, что у меня алкогольная зависимость. Несколько раз кодировалась, потом срывалась. Это только так кажется, что сегодня выпью, а завтра «завяжу». На самом деле это трудно. Хотя могу не выпивать и держаться несколько месяцев, а потом как бес вселяется – срываюсь с катушек.
Когда речь зашла о детях, Екатерина оживилась, на лице появилась улыбка.
– Старший сын мне всегда помогал по хозяйству, – делится женщина. – Я на кухне – и он со мной. Что касается готовки, сама всему научилась. И сыну это нравится. Он умеет пирожки печь. Мы с ним вместе блинчики жарили, пиццу пекли. А я поддерживаю – в жизни все пригодится.
О том, что сейчас сыновья и дочь воспитываются в приемной семье, Екатерина знает:
– Созваниваюсь с детьми. Ездила их навещать. Они говорят, что у тети Светы им хорошо, их никто не обижает, но все равно просятся домой. Мне очень больно и стыдно перед ними…
Екатерина не теряет надежды восстановить родительские права и вернуть детей. Наметила пути выхода из сложившейся ситуации:
– Каждый день думаю о детях. Сейчас живу отдельно от мамы. Планирую сделать ремонт, создать комфортные условия для детей. Со всеми проблемами нужно справляться на трезвую голову. Надо окончательно завязать с алкоголем. На этот раз думаю «зашиться». Что поделаешь, если не получается самой бросить. Алкоголь – это страшно. К сожалению, понимаешь это, когда теряешь самое дорогое в жизни.
Да, спуск по наклонной происходит значительно быстрее, чем подъем в гору. И не всегда есть возможность подняться обратно. Спускаясь, можно угодить прямо в пропасть, из которой уже не выбраться. Может быть, история Екатерины всколыхнет разум тех, кто только становится на такой путь. Ведь всегда наступает переломный момент, который переворачивает сознание и позволяет посмотреть на вещи совсем другим, трезвым, взглядом.
И напоследок. Катя, мы в тебя верим! Ты сильная женщина, если смогла признать свои ошибки, если не побоялась открыто и честно все сказать. Все в твоих руках! Ты сможешь сказать алкоголю «нет» так, чтобы он тебя услышал.
Инна ГАРА.