– Схема этого вида мошенничества банальна. Мошенники открывают телефонный справочник и начинают обзвоны стационарных телефонов. Как правило, с молодыми такие схемы не срабатывают. Мошенники ищут людей, на которых легче оказать давление – именно пожилые люди более доверчивы, легче вступают в контакт. В ход идет психологический прием, когда пожилого человека вводят в состояние стресса сообщением о том, что его близкий человек попал в беду. Ему говорят, что дочь или внук попали в ДТП и срочно нуждаются в помощи. Такой посыл срабатывает и начинается психологическая обработка человека. Пенсионеру, к примеру, говорят, что его дочь стала виновницей ДТП – перебегала дорогу в неположенном месте, а женщина-водитель, чтобы избежать столкновения, совершила аварию, врезалась в столб. В итоге обеих доставили в больницу, дочери грозит уголовное дело. Для усиления впечатления сообщники мошенника создают фон – пенсионер слышит в трубке женский плач.
Есть еще один вариант обмана граждан. Пожилому человеку может позвонить «родственник» и сказать, что попал в беду, что стал виновником ДТП. А измененный голос объяснить тем, что в ДТП поранил губу и его везут в больницу накладывать швы. При этом «родственник» надрывным голосом говорит: «Папочка, с тобой будет разговаривать следователь. Делай всё, что он тебе скажет». Трубку берет «правоохранитель», рассказывает о ситуации и говорит, что нужна определенная сумма денег, якобы для погашения материального и физического ущерба. Причем, сумма звучит немалая – доходит до 50 тысяч белорусских рублей.
Пенсионер, как правило, оправдывается, что у него нет такой суммы. Тогда лжеследователь просит у него номер мобильника и одновременного говорит не класть трубку домашнего телефона. Жертва дает номер своего мобильного, ему перезванивают и разговор продолжается с мобильного телефона. Мошенник выясняет адрес пенсионера, убеждает его собрать все деньги, которые есть в доме для аванса.
Затем рассказывает пенсионеру, что его «помощник» приедет и заберет деньги. При этом он тянет время – заставляет пенсионера написать заявление о том, что он передает «Иванову Ивану Ивановичу» определенную сумму денег в счет погашения причиненного ущерба. Мошенник просит переписать заявление несколько раз – якобы для передачи в МВД, СК, и еще куда-нибудь.
На телефоне жертву держат час или полтора. Это нужно для того, чтобы курьер успел доехать за деньгами, а жертва не могла никуда позвонить и посоветоваться. В это время, с самых первых минут, когда мошенник узнал адрес пенсионера, к нему выдвинулся курьер. При этом доверчивую жертву убеждают в реальности того, что родственнику нужно помочь самыми различными способами. Мошенник рассказывает: собранные деньги нужно положить в целлофановый пакет, туда положить сменную одежду, ложки, вилки – для якобы попавшей в ИВС дочери. И чтобы человек полностью проникся и поверил в то, что он должен спасать своего близкого, злоумышленники говорят: «Если нет 50 тысяч рублей – собирайте, сколько есть. Сейчас к вам приедет курьер, впустите его либо сами спуститесь на первый этаж и передайте пакет».
Правоохранители хотят достучаться не только до пожилых людей, но и до их родственников – детей и внуков. Объясните своим родителям, бабушкам и дедушкам, если происходит такая ситуация, когда просят мобильный телефон, говорят, что родственник попал в беду, нужно сразу бросать трубку и не вступать в разговоры. А после позвонить родственникам и убедиться, что с ними всё в порядке.