– В сводках МЧС дети фигурируют нередко. И происходит это ежегодно. В этом году, к сожалению, один ребенок погиб на пожаре, случай произошел в Орше. В прошлом году было три таких происшествия. Четверо детей, при разных обстоятельствах, утонули. Это данные по стране. В нашем районе детская шалость с огнем обернулась пожаром – горел бросовый дом…
– Причины гибели и травмирования детей различные. Как показывает практика, можно выделить основные.
– Первая – незнание самими детьми правил обращения с опасными предметами, к которым относятся спички, предметы бытовой химии. Вторая – дети остаются без присмотра родителей.
– На первый взгляд, обыкновенные житейские обстоятельства – родители ушли на работу, в магазин, к соседям или занимались во дворе хозяйственными делами…
– В итоге – дети становятся заложниками ситуации…
– А еще в своих играх они часто повторяют поступки и действия взрослых…
– Стремление же к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда ребенок остается один. И нельзя быть уверенным, что он не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой квартире.
– Поэтому, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых.
– И это прописная истина! Чтобы ребенок не скучал, следует его озадачить. Например, подсказать тему игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в обстановке развития пожара – дело нелегкое.
Совет от спасателей: выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения
– С какого возраста необходимо воспитывать у детей навыки осторожного обращения с огнем?
– С 4-5-летнего возраста. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии для людей. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, особенно мальчики, любят применять в играх спички и огнеопасные предметы. У детей отсутствует жизненный опыт, соответственно они не могут предвидеть последствий своих действий.
– Распространены у детей такие игры, как разведение костров.
– И места тому они подбирают соответствующие – подальше от родительских глаз. Это чердаки домов, сараи, подвалы, хозяйственные постройки, лес, около стогов сена. Пока огонь небольшой, ребенок наблюдает за происходящим. Как только он принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг. А потом – стремление спрятаться. Боясь родительского гнева и наказания, некоторые дети убегают и прячутся в другом месте. А кто-то закрывает лицо руками от страха и…
– Получается, дети страдают от огня из-за своей неподготовленности.
– К сожалению, это так. Ребенок не знает, как себя вести в случае возникновения пожара, как действовать, у кого просить помощи и главное, как спастись. И в этом в первую очередь вина взрослых. Привитие детям навыков осторожного обращения с огнем, организация их досуга – залог предупреждения пожаров и предотвращение детского травматизма.
– И правилам безопасного обращения с огнем детей нужно обучать. А не просто говорить, что можно, а чего нельзя.
– В самую точку! Давайте задумаемся, к чему зачастую сводится в семье обучение детей мерам пожарной безопасности?
– Наверное, к запрещающим окрикам: «Не трогай спички, положи коробок на место!», «Электроплитку не включай!», «Не подходи к газовой плите!» и так далее.
– А ведь детям в повседневной жизни приходится, и это вполне естественно, пользоваться газовыми и электроплитами, другими электроприборами. То есть, всем тем, что способно вызвать пожар. Поэтому, общаясь с детьми, упор нужно делать не на запретах, а на разъяснениях.
– Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно проходить с чувством меры.
– Разумеется. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно. Важно учитывать особенности детской психологии и индивидуальные особенности ребенка, объяснять и показывать на примерах: играх, фильмах, мультфильмах, картинках и реальных жизненных ситуациях. Нужно объяснить, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно им пользоваться, какие меры предосторожности при этом соблюдать. Рассказать, что при неправильном использовании прибор может вызвать пожар.
– Из всего сказанного следует: детей нужно не просто «беречь от огня».
– Конечно. Важно не оставлять их без присмотра, не разрешать им баловаться со спичками и электроприборами. Необходимо обучать детей правилам обращения с источниками огня и действиям в случае пожара.