– С 2013 года в Республике Беларусь действует регистр населения – государственная централизованная автоматизированная информационная система, основу которой составляет база персональных данных граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране.
Регистр является официальным источником персональных данных. И сфера их применения достаточно обширна. Основные задачи регистра населения – обеспечение достоверными и актуальными персональными данными государственных органов, организаций, нотариусов и физических лиц, также учета граждан.
Данные, содержащиеся в регистре, предназначены также для совершенствования деятельности на основе заявительного принципа одного окна, мониторинга и планирования социально-экономического развития государства, планирования и реализации мероприятий по социальной защите и охране здоровья физических лиц, обеспечения реализации прав и свобод физических лиц и иных целей.
В регистре населения содержатся практически все персональные данные человека: об идентификационном номере и паспортных данных гражданина, о регистрации по месту жительства, месту пребывания; данные актов гражданского состояния: о рождении, бракосочетании или расторжении брака, перемене фамилии, а также данные о родителях и детях, дате, месте и причине смерти. А также данные о получении высшего образования, об ученой степени или звании, исполнении воинской обязанности, налоговых обязательствах, о страховых выплатах, о месте работы, датах трудоустройства и увольнения, об инвалидности, о пенсионных выплатах, об объявлении умершим, о лишении родительских прав, признании безвестно отсутствующим, недееспособным и ограниченно дееспособным, об опекунах и попечителях, постановке на учет безработных, местах захоронения граждан и другие.
Справки (выписки) из регистра, запрашиваемые физлицом один раз в пределах календарного года, предоставляются бесплатно. Более – на платной основе (1 базовая величина за каждую справку).
Эти персональные данные граждане могут получить в форме справки (выписки) в отношении себя, физических лиц, законным представителем которых они являются, других физлиц – с их письменного согласия, а также умерших близких родственников, супругов. Для получения необходимо лично обратиться в любое подразделение по гражданству и миграции органов внутренних дел, составить письменное заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. При этом не нужно обосновывать свой интерес к запрашиваемым персональным данным. Для получения данных в отношении умерших необходимо предоставить документы, подтверждающие родственные связи, а также документы, подтверждающие факт смерти или объявления умершими, в случае отсутствия данных о смерти или объявлении умершими в регистре.
Периодичность запросов справок (выписок) в отношении своих персональных данных определяется отдельно от периодичности запросов персональных данных других физических лиц. Предоставление справки осуществляется не позднее 5 календарных дней со дня подачи заявления. Но срок может быть продлен до 15 календарных дней – в случае большого объема запрашиваемых персональных данных.