Однако охранную деятельность может осуществлять субъект хозяйствования и собственными силами. Для этого необходимо получить специальное разрешение в МВД Беларуси. В то же время, не все предприятия строго выполняют лицензионные требования и условия, предусмотренные Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента страны. Поэтому хотелось бы остановиться на типичных нарушениях законодательства, выявляемых в сфере осуществления охранной деятельности.
При реализации контрольной (надзорной) деятельности нередко выявляются факты осуществления видов охранной деятельности, которые не прописаны в лицензии. Нередки нарушения подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности». То есть, оказание услуг, запрещенных данным указом, неуполномоченными на то юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Указом Главы государства определены объекты, которые подлежат обязательной охране Департаментом охраны МВД. Однако, не всегда руководители организаций заключают соответствующие договора, игнорируя исключительное право государства на охрану таких объектов.
Бывают случаи, когда, например, территория фирмы охраняется своими вооруженными работниками, но сама организация не включена в перечень тех, которые обладают правом создания военизированной охраны. Выявляются и нарушения требований Порядка оборота оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении военизированной охраны.
Среди других наиболее распространенных нарушений следует выделить такие, как неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное выполнение требований должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор (статья 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Нарушения, квалифицируемые по статье 23.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях как нарушения условий и правил осуществления охранной деятельности. Игнорирование требований технических нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих порядок и условия оборудования объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, средствами и системами охраны, требования к оборудованию данных объектов инженерно-техническими средствами защиты, видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны. Осуществление монтажа средств и систем охраны в нарушение проектной документации, согласованной с Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Не прохождение работников охраны ежегодного медицинского осмотра. Выполнение обязанностей без наличия служебных удостоверений и жетонов. Отсутствие системы контроля за несением службы работниками.
Данный перечень нарушений законодательства, выявляемых при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в сфере осуществления охранной деятельности, не является исчерпывающим. Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций и для получения дополнительной информации, представителям юридических лиц можно обратиться в Крупский отдел охраны, где им будет оказана квалифицированная помощь.
Владислав ТЫШКО, начальник Крупского отдела Департамента охраны.