Это позволило обеспечить порядок, закрепить положительные тенденции по ряду позиций в динамике и структуре преступности. Однако, по отдельным направлениям работу необходимо усилить.
– Решением Крупского райисполкома принята и действует Комплексная программа по профилактике правонарушений в Крупском районе на 2016 год, – отмечает Дмитрий Макаревич. – Документ призван обеспечить выполнение профилактических мер по противодействию преступности всеми субъектами профилактики, государственными и общественными формированиями.
Статистика показывает: за шесть месяцев в районе зарегистрировано 155 преступлений, что на 7,2% меньше, чем за аналогичный период 2015 года, уровень преступности на 10 тыс. населения составил 65,1 преступлений (в аналогичном периоде 2015 года – 68,7), однако является выше среднеобластного (63,1).
Анализ свидетельствует: в динамике преступности наблюдается значительное снижение преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость (с 63 до 51). Это говорит о том, что эффект дала профилактика. Оценка прокурора – работу по предупреждению рецидивной преступности можно признать достаточной.
– В первом полугодии совершено два покушения на убийство и одно причинение тяжких телесных повреждений. Произошло все это в сельской местности. Хочу обратить внимание на то, что советы общественных пунктов охраны правопорядка являются субъектами профилактики правонарушений на соответствующей территории. Именно на них возложены обязанности по выявлению граждан, склонных к противоправному поведению, проведению с ними воспитательной и разъяснительной работы, – подчеркивает Дмитрий Макаревич. – Поэтому сельисполкомам необходимо проявлять больше должной инициативы в работе с профилактируемой категорией лиц, не ограничиваться лишь рассмотрением информации, поступившей из РОВД. Ведь только полная и четкая скоординированность всех субъектов профилактики позволит добиться значительных результатов. Проверки же прокуратуры свидетельствуют, что работа субъектов профилактики первичного звена, коими являются сельисполкомы, нередко проводится без анализа складывающейся криминогенной ситуации в регионе и планирования конкретных индивидуальных профилактических мероприятий с учетом категорий лиц, проживающих на территории, и категории совершенных преступлений.
Прокурор района констатирует, что сократилось количество преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Он отметил профилактическую работу РОВД и ОПОП в этом направлении. За полугодие милиционеры выявили 57 нарушений незаконной реализации алкогольной продукции, изъяли и уничтожили 37,92 литра самогона, 551 литр самогонной браги, 12 самогонных аппаратов. Факты самогоноварения выявлены на территориях Крупского, Холопеничского и Октябрьского сельсоветов. Для принудительного лечения от алкоголизма в ЛТП изолировано 11 человек. Однако он высказал критику в адрес РОВД по решению вопроса об ограничении в дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих свою семью в тяжелое материальное положение. А сельисполкомы в данном направлении вообще с такими инициативами не выступают.
– Для выработки и принятия организационно-практических мер, направленных на профилактику и противодействие пьянству и алкоголизму среди населения и совершения правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения, дважды были проведены районные координационные совещания, – рассказывает Дмитрий Макаревич. – По их итогам приняты обязательные для исполнения всеми заинтересованными органами решения.
Как положительные моменты работы субъектов профилактики прокурор отметил снижение количества совершенных краж. Эффективнее стала работа сотрудников ГБЭП РОВД по выявлению и предупреждению преступлений коррупционной и экономической направленности.
– Однако основным критерием оценки результатов работы по борьбе с коррупцией для оперативных подразделений органов внутренних дел является не количество выявленных преступлений данной категории, а количество выявленных и привлеченных к установленной законом ответственности коррумпированных должностных лиц, – отмечает Дмитрий Макаревич. – Также проверки прокуратуры показали, что не всегда этому вопросу уделяется должное внимание со стороны руководителей организаций и предприятий. Наиболее типичные нарушения – бездействие комиссий по противодействию коррупции, незнание своих обязанностей ответственными работниками кадровых служб, несоблюдение требований законодательства при заполнении деклараций о доходах и имуществе, что, в свою очередь, и приводит к совершению коррупционных правонарушений.
Прокуратурой района осуществляется постоянный надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан в организациях и на предприятиях района. Результаты надзорной деятельности показывают, что есть еще факты нарушений и в этом направлении, когда не все доводы заявителей рассматриваются в полном объеме, ответы не направляются либо направляются с нарушенным сроком.
– В районе значительное внимание уделяется вопросам сохранности государственного имущества, – комментирует итоги полугодия Дмитрий Макаревич. – Но, следует констатировать, что работу необходимо усилить. При этом хочу обратить внимание руководителей предприятий, организаций и учреждений на то, что игнорирование требований законодательства может привести к весьма значительным дополнительным финансовым затратам, непредусмотренным расходам и потерям, что само по себе является прямым нарушением требований Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». Все знают, что согласно этому документу руководители организаций обязаны осуществлять должный контроль за бережным хранением и рациональным использованием материальных ресурсов, не допускать бесхозяйственность и расточительство.
В целом прокуратурой подробно проанализировано состояние преступности, законности и правопорядка по всем направлениям.
– Указанная информация будет рассмотрена на заседании исполкома, – заключил Дмитрий Макаревич.