В целом, проводимые мероприятия позволяют обеспечить в населенных пунктах сельской местности правопорядок и общественную безопасность, защиту личных и имущественных интересов граждан.
Так, за 7 месяцев 2016 года отмечено снижение (4 611 – 4 531, или 1,7%) общего количества зарегистрированных преступлений в сельской местности, однако рост отмечается в 10 районах, наибольший в Смолевичском (+37,6%), Воложинском (+36%), Слуцком (+15,2%) и Мядельском (+12,7%) и Крупском (+10,8%).
Отмечен рост числа убийств (с 21 до 23, или +9,5%), изнасилований с покушениями (с 5 до 9, или +80%), грабежей (с 56 до 61, или +9%), а также мошенничеств (с 54 до 120, или +122%).
Наиболее актуальной проблемой для области, и в первую очередь для сельской местности, является пьянство.
На сегодняшний день Минская область является единственным регионом в республике, где количество расследованных «пьяных» преступлений остается выше уровня января-июля 2015 г. (1 863 – 1 880, или +0,9%).
Увеличение числа таких деяний (по линии уголовного розыска) отмечено также и в сельской местности (655 – 675, или +3%), причем негативная динамика прослеживается в 11 районах области, наибольший рост в Слуцком (+70,3%), Смолевичском (+60,6%), Крупском (+40%), Копыльском (+28%) и Пуховичском (+16,3%).
Увеличилось число расследованных преступлений, совершенных подростками, находившимися в состоянии алкогольного опьянения (42 – 43, или +2,4%), причем данный показатель также самый высокий по республике.
Употребление алкоголя является катализатором совершения несовершеннолетними преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.
Так, имевшие место в т.г. два убийства (Борисовский и Солигорский районы) совершены подростками на почве употребления алкоголя.
К административной ответственности за реализацию алкогольных напитков и пива несовершеннолетним привлечено 167 работников торговли, однако райисполкомами по-прежнему не принимаются меры, предусмотренные подпунктом 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1, в отношении объектов торговли, допустивших систематическую продажу детям алкогольных напитков и пива.
Действенной мерой в предупреждении пьянства также является сокращение режима работы объектов, реализующих алкогольные напитки и пиво, в первую очередь в вечернее и ночное время, деятельность которых отрицательно сказывается на состоянии правопорядка.
Однако, в ряде случаев, при наличии таких объектов, в которых также неоднократно допускались факты продажи детям алкоголя, вопрос о сокращении режима их работы райисполкоми не решается.
Как пример, работниками магазина «Продукты» ЧТУП «Царство вкуса» в г.Марьина Горка в Пуховичском районе дважды в течение года (23.05.2015 и 19.03.2016) допущена реализация пива подросткам. Вместе с тем, несмотря на информирование ОВД о правонарушениях райисполкома, действенных мер в отношении объекта до настоящего времени не принято. И такие факты для Пуховичского района не единичны.
Следует отметить, что на территории региона имеется 271 объект, в котором осуществляется продажа алкогольных напитков и пива (в т.ч. 5 АЗС), в том числе круглосуточно.
Вместе с тем, в текущем году ограничительные меры в отношении торговых точек, направленные на оздоровление криминогенной обстановки, в том числе в сельской местности, райисполкомом не принимались.
Негативное влияние на складывающуюся криминогенную обстановку, в первую очередь в сельской местности, оказывает также противоправная деятельность граждан, вовлеченных в незаконный оборот спиртного.
Значительно увеличилось количество лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное изготовление, хранение и сбыт алкоголя (с 1 588 до 1 775, или +11,8%), причем данный показатель, как и объем изъятого сотрудниками ОВД суррогата, являются наибольшими по республике.
Вместе с тем, очевидно, что повышение эффективности работы в рассматриваемом направлении возможно только в результате должного взаимодействия органов местной власти, органов лесного хозяйства, иных ведомств, в части своевременной передачи в органы внутренних дел информации по всем фактам незаконного оборота спиртного.
Приходится констатировать, что в ряде случаев бездействие должностных лиц способствует оптовым производителям спиртного безнаказанно спаивать население на протяжении длительного периода времени.
Как негативный пример, 26.02.2016 УВД проведена оперативно-профилактическая отработка Логойского района.
В ходе мероприятий по отработке лесных угодий региона, вблизи д.Рагозино обнаружен действующий самогонный аппарат с продукцией самогоноварения.
Несмотря на то, что производство функционировало на протяжении длительного времени, сопровождалось загрязнением леса и незаконной порубкой, информация из Логойского лесхоза в ОВД не поступала.
Следует отметить, что работниками лесхоза самостоятельно самогонные производства на территории района не выявлялись на протяжении нескольких последних лет.
В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция, когда оптовые производители спиртного устанавливают производства в хозяйственных постройках и домах, процесс изготовления самогона сопряжен с рядом иных деяний: грубых нарушений правил содержания населенных пунктов, требований противопожарной безопасности и др.
Однако в ряде случаев информация из органов местной власти, ведомств и организаций о таких фактах в ОВД поступает крайне редко, или не поступает вовсе.
Вместе с тем, безнаказанность в отношении правонарушителей негативно влияет на мнение населения о деятельности власти в целом.
Как негативный пример, 25.08.2016 сотрудниками УВД по адресу: Стародорожский район, д.Макаричи, ул.Новая, д.14, обнаружены самогонный аппарат и продукция самогоноварения, принадлежащие Вилюхе В.Г., пенсионерке, местной жительнице.
Самогонный аппарат функционировал на протяжении длительного периода времени, в 2011 году Вилюха В.Г. привлекалась за сбыт самогона.
Противоправная деятельность бывшего работника образования (ранее Вилюха В.Г. работала учителем) имела широкий негативный резонанс среди местного населения.
Вместе с тем, информация о противоправной деятельности последней в ОВД не поступала.
Актуальным вопросом является проведение мероприятий, направленных на усиление защиты уязвимых категорий граждан от противоправных посягательств.
Несмотря на принимаемые меры, в текущем году в области значительно (с 408 до 449, или +10%) увеличилось количество пожилых граждан (в возрасте с 60 до 70 лет, по линии уголовного розыска), пострадавших от преступлений.
Рост отмечается в 12 районах, наибольший в Копыльском (+233%), Березинском и Клецком (+117%), Воложинском (+114%), Дзержинском и Мядельском (+67%).
Также увеличилось и количество престарелых граждан (старше 70 лет) с 260 до 274, или +5,4%), рост таких деяний отмечен в 9 районах, наибольший в Несвижском (+500%), Борисовском (+133%), Клецком и Солигорском (+67%) и Молодечненском (+52,6%).
Значительно увеличилось общее количество пенсионеров, потерпевших в результате преступлений в сельской местности (с 661 до 766, или +16%), а также несовершеннолетних (с 25 по 27, или +8%).
Большое значение в предупреждении преступных деяний, совершаемых в отношении пожилых и престарелых граждан, имеет взаимодействие заинтересованных ведомств.
Однако имеют место факты, когда работники социальной службы, при наличии явных признаков совершения в отношении уязвимой категории граждан противоправных деяний на протяжении длительного периода времени, органы внутренних дел не информируют.
Так, 29.08.2016 возбуждено уголовное дело по ст.154 УК (истязание) в отношении неработающего Лиска С.И., который по месту жительства в а/г Лучники Слуцкого района, на протяжении семи месяцев систематически избивал своего престарелого отца, Лиска И.А., 1922 г.р.
30.08.2016 также в отношении Лиска С.И. возбуждено уголовное дело по ст.186 УК (угроза убийством).
От социального работника, закрепленного за пенсионером, в ОВД информация о противоправных действиях не поступала.
Несмотря на общее снижение в сельской местности количества краж (с 2640 до 2534, или -4%), проблема предупреждения данной категории деяний остается актуальным направлением деятельности ОВД, ведомств и организаций.
Основной причиной совершения краж, в первую очередь из объектов агропромышленного комплекса, является непринятие мер со стороны должностных лиц по устранению причин и условий, способствующих совершению хищений.
Так, 06 июля т.г. возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.205 УК Республики Беларусь (кража) в отношении неустановленного лица, которое в период времени с 17.00 9 июня по 06.00 10 июня, путем вырывания дверного пробоя, проникло в охраняемое, освещенное, неогороженное помещение топливно-заправочного пункта ОАО «Холопеничи» вблизи г.п.Холопеничи Крупского района, где через заправочную колонку похитило 1 128 литров дизельного топлива (ущерб составил 8 900 000 неденоминированных рублей).
Основной причиной совершения данного преступления явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководством ОАО «Холопеничи» по принятию мер по обеспечению сохранности ТМЦ.
Так, в т.г. Крупским РОВД направлено 10 представлений в адрес руководства ОАО «Холопеничи», дважды (02.06.2016 и 24.06.2016) руководители указанного общества привлекались к административной ответственности за непринятие мер по надлежащему рассмотрению представлений и устранению недостатков, способствующих совершению краж.
Прослеживается негативная тенденция увеличения в сельской местности числа деяний совершенных не работающими и не учащимися (1170 – 1268, или +7,7%), причем рост отмечен в 12 регионах, наибольший в Любанском (+52,9%), Слуцком (+41,9%), Воложинском (+41,5%), Пуховичском (+20,5%) и Копыльском (+20%).
Количество преступлений, совершенных детьми в сельской местности составляет 53,8% (2015 – 37,7%), от общего количества зарегистрированных.
Не организация досуга, в т.ч. несовершеннолетних, является одной из основных причин совершения противоправных деяний.
Как пример, по состоянию на 01.07.2016 на территории Минского района имелось 35 действующих объектов культуры, однако дискотеки проводились только в 6, причем тематические мероприятия при проведении дискотек вовсе не организовывались.
Кружковой деятельностью в учреждениях культуры в летний период было занято только около 40% несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН Минского РУВД.
В связи с изложенным, учитывая актуальность проблемы, прошу рассмотреть вопрос о проведении в сентябре-октябре т.г. межведомственного мониторинга реализуемых райисполкомами мер по устранению причин и условий, способствующих формированию негативных тенденций в состоянии преступности и общественного порядка в сельской местности.
Проведение мониторинга поручить УВД, управлению образования, главному управлению идеологической работы, а также комитету по труду, занятости и социальной защите.
Состояние дел по профилактике правонарушений в сельской местности на территории Минской области, в том числе результаты работы межведомственной группы, рассмотреть на совещании в Миноблисполкоме в ноябре 2016 года.
Крупский РОВД.