– Дмитрий Петрович, снижение уровня преступности говорит о том, что в работе существует система, и она дает свои результаты.
– Безусловно. Государственные и правоохранительные органы проводили последовательную и целенаправленную работу по укреплению законности и правопорядка, защите прав граждан, общества и государства от преступных посягательств. Она позволила обеспечить порядок в районе и закрепить положительные тенденции по отдельным позициям. Однако есть направления, на которые необходимо обратить особое внимание.
В частности, 113 преступлений в прошлом году совершено людьми, имеющими судимость. Из них неработающими совершено 103 преступления. Из прибывших на территорию района 59 лиц трудоустроено только 14, притом, что забронировано 26 рабочих мест. Таким образом, на момент совершения преступлений 82,4% лиц, имеющих судимость, не были вовлечены в общественно-полезную деятельность, что свидетельствует о недостаточной работе по социально-трудовой адаптации таких граждан. В связи с этим нами рекомендовано в марте-апреле рассмотреть вопрос о состоянии работы по профилактике рецидивной преступности на заседании районного исполнительного комитета и принять комплекс мер по социальной адаптации лиц, отбывших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе по их трудоустройству.
– Прокуратура всегда на пристальном контроле держит работу по предупреждению преступлений против жизни и здоровья людей. Что предпринимается в этом направлении?
– В последние дни ушедшего года мы провели координационное совещание, на котором рассмотрели эффективность работы субъектов профилактики. В прошлом году в районе совершено 5 особо тяжких преступлений против жизни и здоровья: это покушения на убийство, убийство и причинение тяжких телесных повреждений. Все они произошли в сельской местности. В связи с этим хочу напомнить, что советы общественных пунктов охраны правопорядка являются субъектами профилактики правонарушений на соответствующей территории. Именно на них возложены обязанности по выявлению граждан, склонных к противоправному поведению, проведению с ними воспитательной и разъяснительной работы. К примеру, совершается покушение на убийство. Изучаем личность преступника и видим, что он длительное время злоупотреблял спиртными напитками, в состоянии алкогольного опьянения становился агрессивным. Однако со стороны совета ОПОП в отношении него никакие индивидуальные профилактические мероприятия не проводились. На координационном совещании были выработаны организационно-практические мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков в работе субъектов профилактики. В частности, субъектам профилактики первичного звена, сельисполкомам рекомендовано проводить постоянный анализ криминогенной ситуации на своей территории. Исходя из этого четко планировать конкретные индивидуальные профилактические мероприятия с учетом категорий лиц и категорий совершенных преступлений. Убежден, что необходимо обязать председателей советов ОПОП систематически проводить выездные заседания на предприятиях и в организациях по месту работы граждан, склонных к противоправному поведению в быту, совершению правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, с принятием участия в такой работе работников РОВД, РОЧС, ТЦСОН, учреждения здравоохранения.
– Прокуратуре принадлежит важная роль в работе по противодействию коррупции.
– Да, это один из важнейших приоритетов. В этом направлении важно действовать и мерами уголовно-правового, и мерами профилактического характера. В прошлом году в районе совершено 24 преступления коррупционной и экономической направленности, 14 преступлений относятся к категории коррупционных. Надо сказать, что оперативными подразделениями РОВД проводится целенаправленная работа по выявлению и предупреждению коррупционных проявлений. Надзорная деятельность прокуратуры показала, что не во всех субъектах хозяйствования и организациях четко исполняется антикоррупционное законодательство. Среди наиболее распространенных нарушений – бездействие комиссий по противодействию коррупции, незнание своих обязанностей ответственными работниками кадровых служб, несоблюдение требований законодательства при заполнении деклараций о доходах и имуществе, нарушения требований законодательства о закупках товаров в части своевременности информирования о проводимых процедурах закупок.
– Как вы охарактеризуете работу с обращениями граждан?
– Ей уделяется большое внимание. В нашей стране определено, что работа по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц является ключевым направлением в деятельности государственных органов. Несоблюдение требований законодательства об обращениях граждан со стороны должностных лиц государственных органов нарушает права и законные интересы граждан, а это недопустимо. Система работы четко определена, однако и здесь не обходится без нарушений. Наиболее типичные – не все доводы заявителей рассматриваются в полном объеме, ответы заявителям не направляются либо направляются с нарушенным сроком.
– Как обстоят дела с сохранностью госимущества?
– Делается очень много. И, надо отметить, что у целого ряда хозяйствующих субъектов ситуация существенно улучшилась. Но, вместе с тем, очевидно, что принимаемые меры являются недостаточными. В основном это касается предприятий и сельхоз-организаций. Еще раз обращаю внимание всех руководителей, что игнорирование требований законодательства может привести к значительным дополнительным финансовым затратам, непредусмотренным расходам и потерям. А это является прямым нарушением требований Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». Опять же остановлюсь на наиболее типичных нарушениях. Это безответственное отношение сторожевой охраны к исполнению своих непосредственных обязанностей, ненадлежащая охрана производственных объектов, отсутствие пропускного режима и так далее. Что касается сельхозорганизаций, то там также есть факты нарушения ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления скота. За прошлый год по требованию прокурора с виновных должностных лиц сельхозорганизаций взыскан ущерб более 7600 рублей.
– Дмитрий Петрович, буквально все сферы деятельности находятся под пристальным надзором прокуратуры. На какие еще проблемные вопросы вы хотели бы обратить внимание должностных лиц?
– При осуществлении надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов мы отмечаем нарушения требований пожарной безопасности, охраны труда, трудового законодательства, законодательства об охране природы. Хотелось бы, чтобы руководителей предприятий и организаций активизировали претензионно-исковую работу по взысканию дебиторской задолженности – прокуратура неоднократно напоминала об этом. Есть факты несвоевременной выплаты заработной платы. В районе разработана Комплексная программа по профилактике правонарушений на 2017 год. Каждым руководителем и ответственным лицом она должна быть принята к неукоснительному исполнению.