Однако на практике, как со стороны должностных лиц, так и самих работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные, строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов, вышеуказанные требования зачастую не соблюдаются.
Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев, показывает, что происшествия, как правило, не имеют причин технического характера, а являются следствием низкой производственной, технологической дисциплины и несоблюдения требований охраны труда машинистами кранов и стропальщиками, бесконтрольности за их работой со стороны лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов:
допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;
невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
нарушения машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
пренебрежение стропальщиками элементарными требованиями по безопасному производству работ.
Установленные обстоятельства и причины происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями указывают, что в основе их находится «человеческий фактор», обусловленный низкой производственной культурой, незнанием или невыполнением элементарных требований безопасности, приниженное чувство опасности и самосохранения.
В целях профилактики и недопущения в дальнейшем несчастных случаев при выполнении работ с использованием грузоподъемных кранов Госпромнадзор полагает целесообразным организовать:
проведение внеплановых инструктажей с машинистами кранов и стропальщиками;
производственный контроль (надзор) за соблюдением требований промышленной безопасности при производстве работ с использованием грузоподъемных кранов, путем утверждения соответствующих положений о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности, разработанных на основании Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37;
обеспечить:
проведение подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31;
разработку проектов производства работ, других технологических регламентов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и наличие их в местах производства работ кранами;
издание приказов, регламентирующих порядок организации производства работ кранами вблизи линий электропередач, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих;
неукоснительное соблюдение специалистами и персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ кранами;
проведение медицинского осмотра (освидетельствования) на предмет нахождения работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
постоянный контроль технического состояния грузоподъемных кранов и содержание их в исправном состоянии, обращая особое внимание на исправность и соответствие настроек приборов безопасности указаниям эксплуатационной документации;
исключить эксплуатацию грузоподъемных кранов:
при наличии неисправностей (трещин, деформаций в расчетных металлоконструкциях, неисправностей приборов и устройств безопасности, тормозов, канатов и их креплений и т.п.);
не прошедших техническое освидетельствование;
не получивших в установленном порядке допуск к эксплуатации;
при отсутствии обученных и аттестованных в установленном порядке ответственных специалистов и (или) персонала;
исключить:
нахождение людей в кузове или кабине автомашины, в полувагонах при подъеме и опускании грузов кранами;
нахождение работников, не имеющих прямого отношения к производству работ с использованием грузоподъемных кранов, в опасной зоне работы кранов при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Валерий Плескевич, главный государственный инспектор отдела надзора Минского областного управления Госпромнадзора.