Поэтому в угрозыск приходят люди с обостренным чувством справедливости и нетерпимости к нарушителям закона, готовые в любую минуту прийти на помощь. Один из таких – начальник отделения уголовного розыска Крупского РОВД, майор милиции Андрей Андрейко.
Тонкости дела
– В том, что я нашел себя именно в уголовном розыске, большая заслуга моих наставников, – рассказывает наш герой. – Это Николай Николаевич Земницкий, который руководил РОВД, когда я начинал службу. Первый заместитель начальника отдела Михаил Николаевич Рябцев, начальник отделения уголовного розыска Александр Васильевич Островский. Эти люди – настоящие профессионалы, волки оперативной работы. Наша профессия – это умение общаться с людьми, где-то даже быть немного в своем роде актером. Ведь каждое преступление индивидуально и требует своих методов и подходов в процессе производства. Мои учителя умели играть. Если надо, то они могли быть и интеллигентами, и бандитами, и еще кем-нибудь. Можно сказать, входили в образ, и такой подход часто помогал вывести преступников на чистую воду. Я им благодарен за то, что они сделали из меня профессионала. Потому что, даже обладая природной склонностью к этой работе, трудно сразу же постигнуть тонкости розыскного дела.
По итогам социально-экономического развития района за 2016 год портрет начальника отделения уголовного розыска криминальной милиции Крупского РОВД Андрея Андрейко занесен на Доску почета Крупского района.
…После окончания средней школы № 3 г. Крупки Андрей осознанно поступил в Могилевскую среднюю специальную школу милиции (сейчас это Могилевский институт МВД Республики Беларусь). В старших классах он твердо решил, что нужно выбирать такую профессию, которая была бы нужна обществу. Служба в милиции в этом плане ему больше импонировала. Закончив факультет криминальной милиции, молодой лейтенант был направлен на службу в Крупский РОВД. Начальник районной милиции Николай Земницкий спросил у новоиспеченного правоохранителя: «Где хочешь работать?» Молодой человек, не задумываясь, ответил: «В уголовном розыске». «Раз хочешь, значит, будешь», – констатировал руководитель. С этого момента и началась сыскная карьера Андрея Андрейко. Он прошел по служебной лестнице от оперуполномоченного до начальника отделения уголовного розыска. Параллельно заочно учился в Академии МВД Республики Беларусь, которую успешно закончил в 2013 году.
Самое сложное – моральный аспект
Одно из самых первых уголовных дел, которое поручили расследовать офицеру, было резонансное убийство женщины в городском парке в Крупках в 2000 году. Вместе с коллегами была проделана большая и кропотливая работа – отработали ранее судимых граждан, людей состоящих на различных учетах, несовершеннолетних, разрабатывалась и версия о заезжих гастролерах. Однако ниточки никак не связывались. Связались они только через шесть лет. По своим, известным только оперативнику, каналам была получена информация о возможной причастности к преступлению определенных лиц. Клубок начал разматываться. В итоге злоумышленники были выявлены, задержаны и понесли наказания. Ими оказались трое жителей районного центра. В зависимости от тяжести совершенных действий они получили от 12 до 16 лет лишения свободы в колониях строгого режима. Более того, в ходе расследования были установлены и другие злодеяния, которые те, будучи на свободе, еще успели учинить.
– Самое сложное в нашей профессии это не суточные дежурства и ненормированный рабочий день, – говорит Андрей Андрейко. – Самое сложное – это моральный аспект. Практически ежедневно сотрудники уголовного розыска сталкиваются с преступным миром, где есть убийства, грабежи, нападения, разбои, кражи. А ведь каждое уголовное дело – это чья-то трагедия. Говорят, человек привыкает ко всему, но к людскому горю привыкнуть просто невозможно.
Однако, по словам офицера, в сыскной работе есть и приятные моменты – это теплые слова благодарности от тех, кому помогли сотрудники милиции. Особенно радостно, когда находятся пропавшие люди. Вспоминает майор случай с заблудившейся пожилой женщиной из Великих Жаберич. Пенсионерка ушла в лес за ягодами и на двое суток пропала. Личный состав отдела поставили в ружье. Они обыскали большую площадь лесного массива, болото и, в конце концов, нашли изможденную старушку. Несмотря на то, что она почти двое суток провела в лесу, спала на траве, питалась дарами леса, обессилила, но два ведра черники, которые набрала, не выпустила из рук. Или другой случай. Еще в 1995 году без вести пропал житель Крупки-2. А нашли его, представьте, только в 2010 году в Украине. К этому времени родные уже утратили веру в то, что их близкий человек жив. Какова же были радость родственников, когда они узнали хорошую весть! Вообще, каждый весенне-летний сезон в районе люди теряются во время «тихой» охоты. Поэтому в шкафу в кабинете у начальника отделения уголовного розыска всегда стоят резиновые сапоги или берцы.
Особое чутье
В рассказе писателя Андрея Ивахненко «10 минут из жизни начальника уголовного розыска» главный герой (начальник угро Базаров) сидит в кабинете и, глядя на телефон, думает: «Через 10 минут зазвонит». Такое предчувствие не раз было и у нашего героя. А потом звонок и новое дело. Действительно, если много лет заниматься ремеслом, то непременно разовьется особое чутье, которое принято называть «шестым чувством». У оперативников оно развито особенно. Даже ситуацию в автобусе, на рынке, в магазине они оценивают по-другому, профессиональным взглядом. Это чутье важно и при разговоре с предполагаемым злоумышленником.
За образцовое выполнение служебных обязанностей Указом Президента Республики Беларусь майор милиции Андрей Андрейко награжден государственной наградой – медалью «За безупречную службу» ІІІ степени.
– В нашем деле ни один, даже самый мудрый учитель, мало что сделает, если его ученик не будет обладать такими качествами, как ответственность и творческий подход к своей работе, – отмечает Андрей Андрейко. – Сыщик должен мыслить нешаблонно, с известной долей фантазии, допуская самые невероятные сценарии развития событий. Тогда неожиданность не собьет его с толку. Эффективность нашей деятельности зависит не только от образования и старательности, большое значение имеют еще и другие личные черты: терпение, коммуникабельность, выносливость. Всегда нужно быть в хорошей физической форме, совершенствоваться в приемах рукопашного боя и огневой подготовке. Ведь ситуации бывают разные, и принимать решения приходиться за считанные секунды. Очень важно досконально разбираться в азбуке криминалистики, четко знать законодательство, чтобы ни в коем случае не совершить ошибку в проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действиях и тем самым не дать злодею уйти от ответственности. И, безусловно, быть преданным выбранной профессии. Поэтому, так сказать, случайные люди, если попадают в уголовный розыск, то не задерживаются. Либо ты всей душой отдаешься работе, либо не выдерживаешь и уходишь. Может, пенсия у нас и сравнительно рано наступает, но могу сказать, что сотрудники выкладываются по полной.
Сыск вечен
– Как выглядит современный злоумышленник? – спрашиваю у офицера.
– Сегодня преступник тщательно маскируется, – отвечает он. – И часто бывает не похож на злодея. На отдельных даже никто и не подумает, что за безобидным, на первый взгляд, человеком скрывается совсем другая личность. Да и способы совершения преступных деяний становятся все более изощренными. Сегодня в общей структуре преступности по-прежнему преобладают кражи всех форм собственности. Особенно подвержены риску быть обворованными квартиры и дома граждан. Сейчас даже самый «навороченный» замок или железная дверь уже не останавливают нечистых на руку людей. Плюс ко всему наши граждане зачастую сами провоцируют преступников. Оставляют ключи от дома в самых простых местах, забывают закрывать окна и т.д. Удивляет и беспечность отдельных руководителей организаций за вверенное им государственное имущество. Помните, лет семь назад, в районе прошла серия резонансных краж скота из сельхозпредприятий? Поначалу даже зацепок никаких не было, кто это мог совершить. Потом выяснилось, что аналогичные преступления были и в соседних с нами районах – Чашникском и Лепельском. Так и вышли на целую организованную преступную группу. Скажу, что в методах и схемах этих преступных деяний не было отнюдь ничего сверхъестественного или неординарного – преступники ночью уводили телят, лошадей с ферм, которые практически не охранялись. А если и был сторож, то он почему-то ничего не слышал и не видел. Налицо нарушение трудовой дисциплины и отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц.
…В следующем году службе уголовного розыска исполнится 100 лет. За век многое изменилось. Поменялся и сам политический строй страны, структура милиции, стали более совершенными законы. Единственное, что осталось неизменным, – это сыск. Есть даже такая поговорка: «Сыск вечен». Вечен не с момента создания службы, а даже с древности, ведь и тогда люди выслеживали кого-то, ловили за что-то. Сначала это было скорее похоже на охоту, поэтому такая аналогия была, есть и, наверное, для сыска останется всегда.