Следует отметить, что в истекшем периоде 2023 года количество потерпевших от несчастных случаев на производстве при выполнении таких работ увеличилось. Так, по оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты за пять месяцев 2023 года при выполнении шиномонтажных работ травмировано 16 работающих, из них 3 человека погибло, за аналогичный период 2022 года – 11 и 1 соответственно.
Анализ материалов расследований несчастных случаев на производстве показывает, что основными причинами травмирования работающих при выполнении шиномонтажных работ явились:
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда;
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда;
недостатки в обучении и инструктаже потерпевшего по охране труда;
привлечение потерпевшего к работе не по специальности.
В целях профилактики и недопущения в дальнейшем травматизма работающих при выполнении шиномонтажных работ Департамент полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:
обеспечить безусловное соблюдение требований Правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.12.2022 № 78/104;
допускать к работам лиц, имеющих профессиональную подготовку, соответствующую характеру работ, прошедших инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
монтажные и демонтажные работы с шинами выполнять только в шиномонтажном или ином приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента, а также специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих;
накачивание шин в сборе с ободом колеса производить в специальном металлическом ограждении, способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже;
работы по снятию, перемещению и установке колес массой более 20 кг выполнять при помощи специально предназначенного для этого устройства;
при выполнении шиномонтажных работ не допускать:
демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
накачивать шину свыше установленной эксплуатационными документами нормы давления шины;
применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца колеса, не соответствующие данной модели колеса;
отстранять от работы (не допускать к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, не
использующих необходимые средства индивидуальной защиты, а также находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
обеспечить проведение контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований
по охране труда в организации и структурных подразделениях, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 15.05.2020 № 51.