Тогда это было священнодействие в виде омовения как знак очищения души в водах этой священной реки. Люди каялись в грехах, и омовение означало начало новой жизни.
Второе название – Богоявление – в память о том моменте во время крещения, когда на Господа Иисуса Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя и голос Божий с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Так была явлена человечеству в видимых и доступных для человека образах Пресвятая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Это таинственная непостижимая для человека суть Пресвятой Троицы была явлена и приоткрыта миру именно в тот день.
Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие – один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды – и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй – на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.
Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» – в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.
Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие – даже если никого из новообращенных нет в храме – сохранился.
Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV-V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему православному миру.
С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме.
Распространено ошибочное мнение, будто в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это неправильно! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника.
Окунание в проруби – это благочестивая традиция, а не обязательное предписание. Главное в этот день – помолиться в храме на Богослужении. На освящении воды благоговейно взять этой святыни домой, и затем утром принимать ее натощак как великую защиту и помощь духовную и телесную.
С праздником Крещения Господня! Пусть Господь дарует всем здравие и помощь!
Сусанна СМИРНОВА.