Больш за 80 гадоў мінула з тых трагічных падзей, не так шмат ёсць дакументаў, што сведчаць пра той бой. І ў тых, што давялося адшукаць, прысутнічаюць пэўныя рознагалоссі. Але калі супаставіць і паразважаць, то больш-менш цэласную карціну можна ўявіць.
Побач з 161-й стралковай дывізіяй летам 1941 года вялі абарончыя баі на тэрыторыі Крупскага раёна воіны 100-й дывізіі, якой камандаваў генерал-маёр І.Н. Русіянаў. Дывізія вылучылася ў баях пад Мінскам, але пад націскам перавышаючых сіл праціўніка вымушана была адступаць у напрамку да Магілёва. Спынімся на эпізодзе, цікавым нам. Прыкрываючы пераправу праз раку Мясрэда ў раёне вёсак Сомры і Гібайлавічы (цяпер Знаменка), ар’ергард дывізіі 7 ліпеня прыняў бой, у час якога, як было адзначана ў журнале баявых дзеянняў дывізіі «асабліва вызначыліся чырвонаармейцы бронероты Нядзелін, Калінін, сяржант Бяляеў, намеснік палітрука Акунёў, палітрук Мішчук, малодшы лейтэнант Вайценка».

Асобна адзначым подзвіг Якава Дзмітрыевіча Бяляева, Героя Савецкага Саюза, імя якога носіць адна з вуліц райцэнтра. Вось як апісваў гэты бой у сваіх успамінах камандзір дывізіі Русіянаў: «Утром 7 июля мы вместе с арьергардным полком подошли к небольшой речушке Месреда. ...Мы собрались было начать переправу, как вдруг к нам подбежал капитан А. И. Алексеев, командир тылового походного отряда, составленного из разведывательного батальона дивизии, второго батальона 355-го стрелкового полка и второго дивизиона 46-го гаубичного артиллерийского полка.
– Товарищ генерал. Тыловой походный отряд в районе Сомры атакован с фланга.
– Какими силами?
– Человек полтораста пехоты, 7 танков, 12 бронетранспортеров со скорострельными пушками, до 20 мотоциклов с крупнокалиберными пулеметами.
…Бой развивался стремительно. Застигнув отряд капитана Алексеева врасплох, противник попытался огнем и гусеницами танков уничтожить его в момент развертывания. Но разведчики, артиллеристы и пехотинцы действовали четко и быстро. Первой открыла огонь бронерота разведывательного батальона под командованием политрука Мищука. Броневики вели огонь, укрывшись за домами, заставили вражескую пехоту залечь. И тогда вперед ринулись танки противника. Но гитлеровцы не заметили, что на западной окраине деревни Сомры в саду развернулись на прямую наводку две батареи 122-мм гаубиц. Первыми же снарядами шесть из семи танков были превращены в груду бесформенного металла. Гитлеровское командование не знало, какая участь постигла его танки. Пехота и бронетранспортеры рвались в Сомры. Их поливали свинцом броневики Мищука, забрасывали гранатами солдаты второго батальона 355-го стрелкового полка и связисты. Запылали несколько бронетранспортеров – их забросали гранатами замполитрука бронероты Окунев и красноармейцы Неделин и Калинин.
Поняв, что в лоб пробиться не удастся, фашисты предприняли обходный фланговый маневр. Три бронетранспортера с пехотой обошли с юга Сомры и ударили во фланг разведывательного батальона. Положение здесь сложилось критическое. И тогда командир разведывательного батальона майор Бартош приказал старшему сержанту Беляеву и сержанту Пахомову выдвинуть свои броневики на угрожаемый участок. Выбор командира не случайно пал именно на них. Это были надежные, опытные бойцы. Ивановский коммунист Я. Д. Беляев третий год служил в разведбате, участвовал в боевых действиях на Карельском перешейке и был награжден медалью «За отвагу». Под стать ему был и сержант Пахомов. Майор Бартош был уверен, что они смогут спасти положение. И он не ошибся. Броневики Беляева и Пахомова на большой скорости устремились наперерез заходившим во фланг батальона немцам. Укрывшись за полуразрушенным сараем, Беляев ждал, пока бронетранспортеры подойдут на достаточно близкое расстояние. Вот один из них вынырнул из-за поворота. Старший сержант дал длинную очередь из пулемета. Бронетранспортер встал, а потом густо задымил – пули попали в бензобак. Посыпавшуюся в разные стороны пехоту Беляев скосил метким пулеметным огнем. Пахомов не отставал от своего товарища – там немцам тоже было жарко.
Продержаться нужно было не так уж и долго – каких-нибудь 20-30 минут. За это время должны были развернуться гаубицы артиллерийского дивизиона капитана Помельникова и поддержать огнем тыловой походный отряд. Но как порой долго тянутся эти минуты! Выскочивший откуда-то сбоку бронетранспортер тремя выстрелами из пушки повредил броневик Беляева. Водитель был сражен наповал. Сам Беляев, получив тяжелое ранение, на какое-то мгновение потерял сознание. Очнулся он от едкого дыма – броневик горел. Но пулемет был цел, и истекающий кровью герой продолжал сражаться в горящей машине. Длинными очередями он поджег один бронетранспортер, затем повредил второй.
В это время рявкнули гаубицы Помельникова. Наступавшие гитлеровцы заметались среди разрывов. Полетели обломки разбитых бронетранспортеров, мотоциклов, противотанковых орудий. В контратаку перешли второй стрелковый батальон капитана Алексеева и разведывательный батальон майора Бартоша. Враг в панике бежал.
Разведчики бросились к горящему броневику и вытащили из него полуобожженного, потерявшего сознание старшего сержанта Якова Дмитриевича Беляева. Так и не приходя в себя, герой через некоторое время скончался. Ценой своей жизни он обеспечил разгром фашистов в деревне Сомры. За этот подвиг Якову Дмитриевичу Беляеву первому в 100-й стрелковой дивизии с начала Великой Отечественной войны было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В бою за деревню Сомры враг потерял семь танков, пять бронетранспортеров, восемь противотанковых орудий, двенадцать мотоциклов и более полусотни солдат и офицеров. Наседавшие гитлеровцы были отброшены. Это позволило 355-му стрелковому полку спокойно переправиться через реку Месреда».
Тыя, хто цікавяцца гісторыяй і асобай Бяляева, памятаюць, што ў 1984 годзе ў раённай газеце «Ленінскім курсам» быў артыкул, дзе аўтар спасылаўся на газету «Красная звезда» ад 2 верасня 1941 года і там былі звесткі іншыя. На шчасце, сучасныя тэхналогіі даюць шырокія магчымасці, і нам удалося адшукаць праз Інтэрнэт копію той самай газеты і заметку пра подзвіг Бяляева. Вось што там было напісана: «Схватка была короткой, но жаркой. Командир бронемашины Яков Беляев расстрелял один немецкий грузовик с пехотой, за ним – второй, третий и четвертый. Там, где еще полчаса назад чинно двигалась фашистская колонна, валялись вперемежку трупы солдат, искореженные автомобили, наспех брошенные автоматы.
Враги подожгли броневик Беляева. Однако бесстрашный сержант и не подумал уходить с поля боя. На пылающей машине он мчался за фашистами, насмерть разил их пулеметными очередями. Лишь тогда, когда огонь стал проникать внутрь машины, Беляев вместе со своим экипажем оставил ее».
А на старонках міжнароднага патрыятычнага інтэрнэт-партала «Героі краіны» знаходзім такое апісанне: «6 июля 1941 года в бою с неравными силами противника в районе Габайдовичи – Сомры экипаж сержанта Беляева уничтожил четыре машины с пехотой. 7 июля у деревни Сомры (Минская область) бронеотряд принял неравный бой с семью танками противника, поддержанными броневиками с пехотой. Беляев подбил один танк и вездеход с пехотой, но и его бронемашина была подбита и загорелась. Из горящей машины сержант Беляев вел огонь до тех пор, пока не кончились боеприпасы. Выйдя из машины, будучи раненым в ногу, он вступил в рукопашную схватку с гитлеровцами. Поднял в контратаку пехотинцев и погиб смертью храбрых».
Супаставіўшы гэту інфармацыю, можна зрабіць выснову, што пэўныя рознагалоссі ў апісанні выкліканы тым, што размова ідзе пра некалькі дзён баёў, а не толькі пра 7 ліпеня. Гэта, канечне, цікава з пункту погляду даследванняў, але не прынцыпова па вялікім рахунку. Бясспрэчна, што Якаў Бяляеў – сапраўдны герой, у свае маладыя 23 гады не пашкадаваўшы жыцця ў лютай бітве з ворагам. Мы можам толькі ганарыцца салдатамі той вайны, дзякуючы самаахвярнасці, мужнасці і вялікай любові да сваёй Радзімы каторых мы адстаялі права жыць у міры і спакоі.
Дарэчы, у той жа газеце «Красная звезда» ад 2 верасня 1941 года надрукаваны і Указ Вярхоўнага Савета ССР «Аб прысваенні звання Героя Савецкага Саюза начальствуючаму і радавому саставу Чырвонай Арміі», дзе значацца 5 прозвішчаў адважных воінаў, у ліку якіх – Якаў Дзмітрыевіч Бяляеў. «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»… і далей пералік. Дакумент датаваны 31 жніўня 1941 года.
У заключэнне адзначым, што, акрамя Крупак, імем героя названа адна з вуліц горада Мінска, горада Кінешма, на радзіме ўстаноўлены бюст. Сам жа Бяляеў яшчэ ў 1940 годзе быў узнагароджаны медалём «За баявыя заслугі», а ў 1941 г. – ордэнам Леніна. У наградным лісту адзначаліся яго дзеянні не толькі каля вёскі Сомры, але і раней, пры абароне Мінска. У прыватнасці, прыведзены выпадак, калі Якаў Бяляеў у раёне Астрашыцкага гарадка 25 чэрвеня 1941 года «своими смелыми действиями уничтожил немецкий танк, три мотоцикла и несколько человек пехоты противника, выведя с боя свою машину целой и невредимой».
Сотай жа стралковай дывізіі амаль адначасова з мотастралковай дывізіяй Крайзера было прысвоена ганаровае званне першай гвардзейскай.
Марына БАРАДАЎКА,
Дзмітрый ХРОМЧАНКА, кандыдат гістарычных навук.