– Согласно информационному письму «О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ», подготовленному Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по-прежнему особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с повышенной опасностью как со стороны должностных лиц организаций, так и со стороны работников, выполняющих шиномонтажные работы, не уделяется должного внимания технологии их безопасного проведения. Установленные обстоятельства происшедших несчастных случаев позволяют сделать вывод о том, что потерпевшие даже не представляли себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса.
В информационном письме отмечается, что анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось, а зачастую и игнорировалось соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, а также требований безопасности, изложенных в локальных нормативных правовых актах.
Более чем в 66 процентов несчастных случаев, происшедших в 2015 году, расследование которых завершено, установлена вина нанимателя. А это свидетельствуют о том, что в большинстве из происшедших несчастных случаев имеет место безответственное отношение руководителей и специалистов организаций к исполнению обязанностей по охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.
Согласно требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов к выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Но факты свидетельствуют об обратном: 3 из 11 работников, получивших травмы с тяжелым исходом в 2015 году, не имели профессиональной подготовки и не прошли соответствующие инструктажи и проверку знаний по вопросам охраны труда.
В информационном письме приводится несколько конкретных примеров. Вот один из них. Результатом выполнения шиномонтажных работ лицами, не имеющими специальной подготовки и не прошедшими проверку знаний по вопросам охраны труда, явилось разрушение конструкции колеса, приведшее 25 сентября этого года к несчастному случаю с тяжелым исходом с трактористом-машинистом СПК «Агро-Липники» Ивьевского района Гродненской области. Специальным расследованием указанного несчастного случая было установлено, что потерпевший при выполнении шиномонтажных работ не производил зачистку ободьев диска бортового кольца от ржавчины, что послужило причиной неправильной посадки его на диск колеса. Лицом, допустившим нарушения требований законодательства об охране труда, определен заведующий ремонтной мастерской.
Проанализировав приведенные примеры, следует отметить, что несчастных случаев можно было избежать, если бы не нарушались требования безопасности труда.
В целях недопущения и профилактики несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ руководителям организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства, необходимо:
провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей и автотракторной техники на пневматическом ходу;
не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению;
монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих;
организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований безопасности труда в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2008 г. № 180/128;
на все виды ремонтных работ разработать технологическую документацию (технологические карты) с отражением в ней требований безопасности;
не допускать демонтажа с обода шин, находящихся под давлением; снятия колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением; перекатывания вручную колеса, дисков и шин.
усилить контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».