Как свидетельствует книга «Память», бои за Крупщину длились три дня – 27-29 июня.
Одним из рубежей обороны фашистов стала переправа через реку Бобр у поселка Бобр. Утром 27 июня 1944 года в 7 часов утра началось наступление ударных групп Красной армии. Танкисты завязали бой на восточной окраине поселка. До 16 часов Бобр был очищен от врага. Решающий этап в освобождении Крупского района наступил 28 июня 1944 года. К утру бой переместился в лес на западном берегу реки. В этом бою совершил свой подвиг оперуполномоченный отдела 19 танковой бригады лейтенант Василий Михайлович Чеботарев – Герой Советского Союза. К вечеру бой переместился в район деревни Шкорневка. В то же время петля окружения постепенно затягивалась около поселка Крупки. К вечеру райцентр Крупки был освобожден, заканчивался второй день освобождения района. На исходе третьего дня боев территория Крупщины была очищена от оккупантов.
Есть целый ряд воспоминаний о том, как велись бои на крупской земле. В свое время, а было это в 2007 году, на праздничные мероприятия в честь Дня Независимости и Дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Крупки в составе делегации побратимов приезжал почетный гражданин города Солнечногорска, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны с первого ее дня и до последнего Илья Иванович Кривой. Заканчивал войну в должности командира гвардейского стрелкового полка, участвовал в битве за Москву, в сражении на Курской дуге, в белорусской операции «Багратион», в том числе и в освобождении Крупского района. Тогда он подарил свою книгу «Жизнь и труд, посвященные безопасности Родины». В ней есть интересное описание боя за Обчугу. Итак, узнаем глазами очевидца:
«Для стремительного преследования отступавшего противника соединения 16 гв. ск свернулись в походные колонны и устремились к реке Березине, чтобы не допустить закрепления противника на ее западном берегу. 1 гв. сд проследовала через село Обчуга ночью, а оставшаяся за ней 11 гв. сд вступила в это село на рассвете 28 июня 1944 года. Село справило на меня приятное впечатление. Дома деревянные, но сработаны капитально, снаружи многие дома разукрашены резьбой, от улицы огорожены заборами, улицы чистые и озеленены деревьями. 27 гв.сп в колонне дивизии следовал вторым. Когда полк достиг середины села, в это время по дороге Черея-Бобр неожиданно с севера в село вошла отходившая колонна немецких войск 78-1 штурмовой дивизии. В колонне следовали 6 танков Т-34, захваченных фашистами. В одном из танков находился командир 78-й дивизии генерал-лейтенант Отто-Фридрих Траут.
Завязался встречный бой. Вскоре подошла 31-я гв. стрелковая дивизия и этот бой превратился в побоище. Все перемешалось. Трудно было определить, где свои, где противник, сумятицу вносили находившиеся у противника Т-34. Стрелковые дивизии буквально сотнями истребляли фашистов, не сдавшихся в плен. Когда все Т-34 были подбиты, из одного извлекли генерал-лейтенанта Отто-Фридриха Траута.
Я с командиром дивизиона, поддерживавшего 27 гв. сп Федоровым, оказался рядом с танком, из которого извлекли немецкого генерала. Когда он слез с танка и стал на землю, к нему подбежал майор Федоров и, размахнувшись, ударил его по спине биноклем. Правда, генерала тут же закрыли и увели. Когда через Москву проводили пленных немецких вояк, этот генерал Траут находился в толпе пленных генералов, возглавлявших колонну.
Встречный бой в д. Обчуга превратился в отдельные сражения, продолжавшиеся целый день 28 июня 1944 г. и закончившиеся с наступлением темноты. От прекрасного села Обчуга остались одни развалины и пепелища. На выходящих из села дорогах было столько немецких трупов, что машины и другая техника не могли проходить. Были выделены команды, которые убирали эти трупы в сторону от дороги.
Пленных немецких солдат и офицеров строили в колонны, назначали из числа немецких офицеров старших, давали им от руки написанные пропуска с подписью соответствующего командира, намечали на карте пункт сбора пленных и старшие колонны вели их туда без всякой охраны. Для доставки раненых на сборные пункты назначались автомашины и повозки.
После разгрома в районе Обчуги двух дивизий вермахта наши части продолжили преследование противника в общем направлении Лютых, Прошики, Докучино, Батуры, Холопеничи, Прудец, Игрище… И 30 июня вышли к реке Березина.
Силами саперного батальона дивизии и саперных рот полков было построено 6 переправ общей протяженностью 370 погонных метров в условиях непрерывных бомбо-штурмовых ударов авиации и огня артиллерии противника».
Операция «Багратион» двинулась дальше своим освободительным маршем. С тех пор на земле Крупщины вот уже 80 мирных лет. Пусть так будет и дальше!