В составе поискового отряда – жительница Ухвалы Светлана Карпач. Об этом они рассказали во время встречи в Крупском историко-краеведческом музее.
В военном зале собрались представители старшего поколения и старшеклассники Бобрской СШ. Ведь на Бобрской земле появился на свет герой повествования. В честь братьев Якова и Александра Комаровых на территории школы в прошлом году накануне Дня Победы были посажены яблони.
– О Якове Григорьевиче Комарове, оставленном в тылу врага на оккупированной Крупщине, писал Герой Советского Союза Сергей Георгиевич Жунин в мемуарах «От Днепра до Буга» в литературной обработке Михаила Потемкина, – рассказывает научный сотрудник музея Тамара Больбот. – Яков Григорьевич Комаров родился в 1903 году в местечке Бобр в многодетной крестьянской семье. В 10-летнем возрасте отец отдал сына в сельскую Бобрскую школу. Зимой он учился, а летом работал по домашнему хозяйству. Получив образование первой ступени, Яков стал работать
батраком, подсобным рабочим вместе с отцом на железной дороге. В 1924 году стал комсомольцем Бобрской ячейки. В Коммунистическую партию вступил в 1926 году будучи армейцем. В 1929 году окончил курсы «Беларусазнаўства». Учебу продолжил в отделении комвуза. С 1930-го по 1940-й годы Яков Комаров – уполномоченный по коллективизации и весенне-полевой кампании по сельским советам Крупского района, депутат Крупского районного Совета. Взросление коммуниста продолжалось – Яков Комаров стал третьим секретарем по кадрам РК КПБ. С началом войны Комаров был оставлен в районе для организации подпольного и партизанского движения. С декабря 1941 года Яков Комаров жил в лесу в землянке лесников. Вместе с ним были три советских воина и один житель Ухвалы. Весной 1942 года отряд С.Г. Жунина давал о себе знать – разгромлено несколько волостных управ, спущено под откос около десятка вражеских эшелонов. В отряд приходили новые патриоты. В это время и вышел со своей группой Комаров навстречу с партизанами. Кто-то из солдат в лесу заметил незнакомого человека. Это был начальник Мирского районного отдела НКВД Дмитрий Чигин, он шел в отряд к Жунину. В землянку солдат вернулся вместе с Чигиным. Утром прибыли каратели, завязался неравный бой, от взрыва гранаты погиб Комаров, один за другим погибли члены группы. Отстреливаясь, Чигин ушел вглубь леса. На следующий день он был в отряде «Сергея» и рассказал, что произошло. Жунин сделал заключение: «Вас предали!»
Инициативная крупчанка Людмила Иванова проделала большую работу, чтобы память о нашем земляке сохранялась и передавалась молодому поколению.
– Моя мама была связана с партизанским движением, – говорит Людмила Иванова. – Поэтому эта тема для меня очень близка и интересна. О Якове Комарове я прочитала в книге «Память. Крупский район». Заинтересовалась и решила глубже узнать об этом человеке. Пути исследования привели меня в Бобрскую СШ, на Ухвальщину, в районную библиотеку. Так появилась довоенная биография, нашлись потомки Комарова и его дочь Клара. И, конечно, хотелось отыскать место гибели Комарова. Оставалось одно – идти в лес. Руководство района идею поддержало. Собралась инициативная группа – и в путь.
В книге «Память» сказано, что землянка, в которой жил Комаров, находилась между деревнями Гибайловичи (современное название – Знаменское) и Девяница (территория Березинского района) в урочище Должец, – рассказывает Светлана Карпач. – Учитель Ухвальской СШ Николай Николаевич Трус родом из Знаменки, хорошо знает урочище Должец, не раз в детстве собирал там грибы и видел место, похожее на взорванную землянку. Вопрос о сопровождении нас в лес, конечно, не стоял. В нашу поисковую группу вошли также работники лесоохотничьего хозяйства – инженер Сергей Никипоренок и егерь Олег Долгий. Мы отыскали предположительное место землянки. Находится она на возвышении, внизу – спуск к реке. О том, что землянка давняя, свидетельствует выросший по краям насыпи лес. В книге Жунина написано, что в землянке стояли бочки с живицой. Там мы нашли заклепки, такие, как раньше были на бочках. Возле землянки, в 2-3-х метрах от входа слева обнаружили нож с надписью и клеймом немецкой фирмы «Золинген». На обратной стороне на немецком языке фраза, что в переводе обозначает «сталь высокого качества, не подвергающаяся коррозии». Метра через три, где был найден нож, обнаружили ржавую гильзу. Еще нашли старую пуговицу. Находки свои передали музею. В этом урочище больше не было обнаружено землянок. Предполагаем, что мы достигли цели. Еще я встретилась в Минске с дочерью Комарова – Кларой Яковлевной. Беседа была эмоциональная, со слезами на глазах. Когда началась война, она с отцом и сестрой были в санатории Острошицкого городка. Отец срочно уехал. Детей должны были эвакуировать, но не успели. Девочки шли домой пешком. Отца больше не видели.