Когда мы впервые увидели тканые пояса, нас сразу же зачаровала магия этих, на первый взгляд, неброских изделий. Нехитрые узоры, складывающиеся из чередования нитей: разноцветные полосочки, ромбики, сердечки... Пояса притягивали взгляд, хотелось рассмотреть каждый нюанс. А взяв в руки, возникло желание повязать на талию. Когда мастерица Янина Микульчик показала сам процесс ткачества пояса техники «на ниту» или, как еще говорят, «на сволочке», то мы поняли, что помимо красоты этого изделия в нем есть и энергетика мастера.
Сотворение узора – это волшебство. Когда пучок ниток вдруг становится плоскостью, а на нем проявляется орнамент – это ли не магия? Пока мы смотрели на процесс ткачества со стороны, он не казался очень уж сложным. Но потом Янина Павловна позволила нам попробовать самим – вот тогда мы узнали, что означает «держать основу постоянно натянутой», поняли, что считать повороты вертышек можно только, если сосредоточиться на процессе, ибо стоит отвлечься и все – сбилась со счета, нарушился рисунок и надо распутывать...
– Ткачество поясов требует сосредоточенности и настойчивости, а главное, определенного внутреннего настроя, потому что это не вязание или вышивка, которыми можно заниматься сидя перед телевизором в любой момент отложить, чтобы заняться чем-то другим, – рассказывает мастерица. – Конечно, ткачество пояса также можно приостановить, но процедура эта сложная: надо закрепить вертышки, отвязать пояс от своей талии, свернуть и отложить в сторону, предварительно запомнив место на схеме рисунка или счет, на котором процесс был прерван, чтобы потом продолжить без ошибок.
На создание одного пояса опытный мастер, если не отвлекается, тратит пару дней. У новичков на такую работу уходит времени в разы больше. Но нам все-таки удалось увидеть сам процесс создания пояса и получить советы от опытного мастера Янины Микульчик.
А чтобы узнать секреты мастерства Елены Шкор, мы отправились в следующий кабинет, где она делилась своим опытом и раскрывала тайны создания изделий из соломки.
– Перед тем, как преступить к соломоплетению, нужно обязательно ознакомиться с природным материалом, – рассказывает Елена Дмитриевна. – Поэтому первое занятие можно назвать теоретическим. Соломоплетение – довольно кропотливая работа, требующая внимания и особого отношения. Чтобы соломка «ожила», для начала нужно ее заготовить, а затем подготовить. Заготавливать соломку можно уже тогда, как только колос выпускает свое соцветие. Ржаная соломка отличается довольно высокой прочностью и упругостью. Поэтому она наиболее пригодна для плетения изделий, испытывающих значительные нагрузки: корзин, сумок, ковриков… В то же время, распаренная и вымоченная в воде, солома становится настолько гибкой, что из нее можно плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.
Елена Шкор отметила, что в художественных изделиях особенно ценятся интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломки, имеющая широкую гамму оттенков – от белого и желто-лимонного до буро-желтого и красно-коричневого. Пригодна для плетения и пшеничная солома, но она короче, грубее и толще ржаной. Мягкую, красивую, с оттенками желтого и зеленоватого цветов овсяную солому применяют в основном для плетения небольших деталей и в декоративной отделке изделий.
– После того, как весь материал заготовлен, мы его сушим. И делать это желательно на солнце, чтобы солома приобрела более светлые тона, – продолжила мастерица. – Затем следует разделка и сортировка. Есть плетение, где нельзя нарастить соломку, поэтому нужно использовать только длинную, например, чтобы создать цветок, особенно если нужно сделать большой лист. А вот в плетении «зубатка» можно наращивать, тогда идет соломка покороче. Затем отмачиваем в растворе, чтобы она была эластичной.
Все, кто побывал на мастер-классах, остались очень довольны и уже с нетерпением ждут очередных занятий. Ведь в следующий раз мастерицы Янина Павловна и Елена Шкор пообещали, что раскроют еще больше секретов. А кто желает присоединиться, обращайтесь в районный Центр культуры, где вам расскажут, когда пройдут следующие уроки мастерства.