Это масштабное мероприятие проводится в Беларуси с 2013 года для популяризации научного творчества и научно-исследовательской деятельности учащихся, развития их творческих способностей и интереса к изучению науки. Организаторами конкурса выступают управление образования Минского облисполкома, Минский областной институт развития образования, Парк высоких технологий и корпорация Intel.
Среди 48 лучших проектов, прошедших предварительные отборы, оказался проект и наших гимназистов. Всего участвовало более 130 юных исследователей. Тренажер для реабилитации людей, перенесших инсульт, 3D-принтер собственного изготовления, смартфон нового поколения, наноаккумулятор, домашний кондиционер и другие собственные разработки презентовали учащиеся на научно-инженерном конкурсе, который проходил в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Наши же учащиеся 11 класса районной гимназии Дмитрий Макаревич и Ольга Шинкевич защищали работу в категории «Экология и проблемы окружающей среды, энергосберегающие технологии» с проектом «Использование электрогидравлического эффекта Юткина для активации верхового торфа». Вернувшись с конкурса, ребята с удовольствием поделились радостью победы и впечатлениями, а также рассказали о своей исследовательской работе.
Первый смелый шаг – победа!
– Шесть месяцев мы работали над проектом, ставили опыты и проводили эксперименты, чтобы достигнуть нужного результата, – говорит Дмитрий. – И у нас получилось, но только благодаря слаженной работе всей команды. Также в работе принимала участие Диана Коваленко. Вместе с учителем Григорием Николаевичем Поветко мы выдвинули гипотезу о реализации эффективных и экологически безопасных возможностей электрогидравлического эффекта Юткина для активации полезных веществ в торфе. И мы ее подтвердили. С проектом успешно прошли предварительный отбор, затем презентация, защита и победа! На защите проекта я познакомился с ребятами, у которых тоже были очень интересные исследовательские работы. Парень придумал тренажер для реабилитации людей, перенесших инсульт. На вид он казался обычной перчаткой, но оказывается, эта «волшебная» перчатка помогает тренировать мышцы пальцев.
– Я первый раз принимала участие в научном проекте, поэтому весь процесс мне доставил массу удовольствия, – продолжила Ольга. – Чтобы провести необходимые опыты, мы применяли серьезное оборудование. За многими установками обращались в различные организации. В просьбе нашей никто не отказал. С экскурсией побывали в ОАО «Туршовка», где для наших экспериментов с удовольствием предоставили верховой торф. Мы нашли все необходимое для работы. Осталось только поставить ряд опытов. Конечно же, их у нас было немало, терпели неудачи. Но в результате мы добились своего и смогли активировать полезные вещества в торфе при помощи электрического тока. Электрогидравлический способ действительно оказался эффективным. Мы на собственных опытах убедились, что в результате присутствия гуматов активно развивается корневая система, усиливаются корневое питание растений, а также всасывание влаги. Об этом мы рассказывали на стендовой защите. Я очень рада, что нашу работу так высоко оценили. После защиты мы смогли поучаствовать в Фестивале факультетов. Там познакомились с факультетами БГУИР, пообщались со студентами, узнали все про студенчество, ознакомились с научными разработками студентов, а также с оборудованием, которое используется в учебном процессе.
– Теоритически мы этот метод изучили, но практически не знали, какое должно быть соотношение воды и торфа, чтобы получить нужный раствор, или как правильно настроить аппарат, – говорит руководитель проекта Григорий Поветко. – Да, как сказали ребята, чтобы решить некоторые задачи, мы обращались за помощью в различные организации. Руководствовались рекомендациями старшего научного сотрудника, кандидата технических наук ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» Татьяны Яковлевны Кашинской. К такому успеху привело и сотрудничество со специалистами ООО «Электрогидравлика», а также государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений по Крупскому району. Конечно же, спасибо руководителю и всему коллективу Крупской районной гимназии за созданные необходимые условия для проведения исследованний. Мы благодарны всем, кто помог нам и словом, и делом, ведь любая работа требует коллективных усилий.