В 2003 году в Республике Беларусь была утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, в том числе в области ЖКХ в частности:
норма обеспечения водой – не менее 140 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 70 л/сутки – на горячее водоснабжение в домах, оборудованных центральным водопроводом;
норма отопления жилых помещений – не менее 18 єС; норма температуры горячей воды – не менее 50 єС; наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков в жилищном фонде – 3 или 5 мест на 1 тыс. человек в зависимости от благоустроенности жилищного фонда; удельный вес освещенных улиц – не менее 80%; удельный вес улиц с усовершенствованным освещением – не менее 60%; график подачи горячей воды – ежедневно; норма потребления электроэнергии в домах – 60 кВт/ч / 90 кВт/ч в месяц на одного человека (в зависимости от видов плиты – электро-, газовая).
Жилищный фонд,
его содержание и эксплуатация
Техническое обслуживание жилфонда включает обеспечение нормального функционирования всех инженерных систем многоквартирных жилых домов, в т.ч. контроль за его техническим состоянием, наладку и регулировку систем водоснабжения, отопления, энергоснабжения, устранение выявленных неисправностей, влияющих на безопасность проживания, рациональное использование энергоресурсов, чистоту мест общего пользования и придомовых территорий.
Для того чтобы сделать эту услугу более прозрачной и понятной для плательщиков, а также в целях снижения ее себестоимости, новым Жилищным кодексом в 2012 году из ее состава был выделен как отдельный вид деятельности текущий ремонт общего имущества. Текущий ремонт – комплекс мероприятий, выполняемых в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности инженерных систем, частичного восстановления ресурса с заменой или восстановлением элементов здания.
Для поэтапного повышения доли участия населения в содержании жилищного фонда источниками финансирования таких работ являются как бюджетные средства, так и средства собственников, нанимателей жилья и членов ЖСПК (ремонт подъездов включает восстановление штукатурки и облицовки стен и потолков, замену полов, восстановление декоративных деталей, лестниц, малярные работы). Кроме этого, начиная с 2012 года в счетах на оплату ЖКУ предоставляются подробные сведения о выполняемых коммунальниками работах.
В рамках увеличения объемов ремонта жилфонда и поиска оптимальных форм финансирования этих работ в текущем году приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства установлены предельные нормы затрат на 1 мІ площади капитального ремонта квартир в сумме 1,5 млн руб., а также приоритетные виды работ, от выполнения которых зависит безопасная эксплуатация жилых зданий и гарантированное предоставление основных жилищно-коммунальных услуг (ремонт кровель, балконов, несущих конструкций, внутридомовых инженерных сетей и др.).
Средства, отчисляемые гражданами на капитальный ремонт жилых домов, не аккумулируются на счетах, а направляются на проведение ремонта жилфонда, который находится в наиболее худшем техническом состоянии. Списки нуждающихся в ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год.
Необходимо отметить, что только с 1999 года отчисления на капремонт производят все без исключения жители многоквартирных домов: на данный момент тариф составляет 847 руб. за 1 мІ ежемесячно. Однако этих средств для реализации глобальных работ недостаточно. Поэтому государство вынуждено совершать серьезное субсидирование данного вида услуг.
Если в качестве примера взять стандартную двухкомнатную квартиру 48 мІ с тремя проживающими, то за 15 лет внесения платежей на капитальный ремонт собственник этой квартиры накопил бы около 7,5 млн руб., т.е. при стоимости капитального ремонта 1 мІ 1,5 млн руб. этих средств не хватило бы даже на текущий ремонт такой квартиры.
Ответственность в плане обеспечения сохранности жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем возложена и на самих жителей.
В последние годы был выполнен значительный объем работ по упорядочению структуры жилищного фонда. Сегодня в Республике Беларусь жилье подразделяется на социальное, арендное и частное. К 1 июля 2016 г. в частной собственности будет находиться не менее 95% жилфонда, оставшееся жилье будет государственным (арендное, социальное).
Коммунальное хозяйство
Обеспечение населения Беларуси питьевой водой осуществляется в основном из подземных источников, что позволяет получать хорошую, качественную воду. Согласно докладу ПРООН «Показатели развития человека», Беларусь входит в группу 34-х стран, население которых имеет стопроцентный устойчивый доступ к улучшенным источникам воды. Доступ к центральному водопроводу имеет 90% населения. Эти результаты обеспечены в основном за счет поэтапной реализации Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода». Качество поставляемой организациями ЖКХ воды соответствует всем нормативным требованиям, которые жестко регулируются.
Результатами 15-летней работы организаций водопроводно-канализационного хозяйства стали: экономия природных и энергоресурсов; модернизация систем водоснабжения и водоотведения; повышение качества оказываемых услуг; улучшение работы отрасли в целом.
Теплоснабжение
Проведена большая работа по модернизации котельного хозяйства, переводу его на использование местных видов топлива (МВТ) и по снижению удельных расходов природного газа, запасов которого в нашей стране нет. В результате сегодня местные виды топлива используют 75% котельных ЖКХ. За 10 лет доля МВТ в топливном балансе выросла на 28,5 процентных пункта и достигла почти 39%.
Повсеместное оснащение жилфонда и других потребителей приборами учета расхода тепловой энергии поставило надежный заслон возможности «списать» на население сверхнормативные потери тепловой энергии при ее транспортировке и послужило стимулом к ускорению работ по замене тепловых сетей, отслуживших положенные сроки. За 2011–2015 гг. организациями жилищно-коммунального хозяйства заменено почти 4 тыс. км тепловых сетей. Кроме надежности теплоснабжения, замена теплосетей обеспечивает существенное снижение затрат и экономию ТЭР.
Вторичные материальные ресурсы
За последние шесть лет организациям Минжилкомхоза удалось почти в 2,5 раза увеличить объемы заготовки вторичных материальных ресурсов. Положительная динамика объемов заготовки основных видов BMP прослеживается и в текущем году – за 9 месяцев 2015 года заготовлено 429 тыс. т, что составляет около 110% от прошлогодних объемов.
При поддержке Президента Беларуси была создана уполномоченная организация – государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов». В 2015 году уровень извлечения BMP из общего объема образования коммунальных отходов составил более 14%. Таким образом, сегодня 7-я часть всех отходов попадает не на полигоны для захоронения, а на перерабатывающие заводы и в дальнейшем повторно используется для производства товаров и услуг различными отраслями экономики. При этом в планах довести данный показатель к 2020 году до 25%.
Тарифная политика
и снижение затрат
В последние годы особенностью совершенствования политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги для населения стало не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением стоимости материальных затрат и энергоресурсов, а более плавное регулирование в зависимости от роста доходов граждан и снижения затрат на оказание услуг.
Механизм изменения тарифов прозрачен и понятен – ежегодное повышение с 1 января на $5 в расчете по стандартной двухкомнатной квартире 48 мІ с тремя проживающими и дальнейшая ежеквартальная индексация на рост номинальной начисленной заработной платы. Средние платежи за коммунальные услуги в Беларуси не превышают 5% от средней заработной платы по стране. Например, жители стран Балтии отчисляют почти 20% ежемесячного заработка, среднестатистический россиянин – 16% бюджета семьи, немец и француз – 13,6%, украинец – 35% доходов.
В нашей стране население стало значительно активнее экономить энергоресурсы, получая при этом существенную выгоду. Это было достигнуто во многом за счет тарифной политики, направленной на снижение перекрестного субсидирования, поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание ЖКУ с учетом роста доходов граждан, внедрение механизма дифференцированной оплаты населением услуг водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения в зависимости от объемов их потребления. Экономическое обоснование цен на услуги ЖКХ призвано обеспечить поэтапный выход на окупаемость затрат тарифами и социальную защиту населения. Одновременно создаются условия для постепенного сокращения перекрестного субсидирования основных коммунальных услуг вплоть до полной его ликвидации.
Защита прав потребителей ЖКУ
Права потребителей жилищно-коммунальных услуг регулируются специальным нормативным актом – Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Потребитель согласно Закону – это только физическое лицо, которое пользуется ЖКУ для домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ЖКУ делятся на основные (те, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям) и дополнительные (те, которые могут оказываться дополнительно по договору).
Основные услуги: техническое обслуживание многоквартирного жилого дома; текущий ремонт жилого дома; капитальный ремонт жилого дома; холодное и горячее водоснабжение, водоотведение; централизованное газоснабжение; электроснабжение; централизованное теплоснабжение; пользование лифтом; вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов.
Закон четко установил права потребителей ЖКУ, в том числе и право на информацию об исполнителе и оказываемых им услугах. Предоставление ЖКУ должно осуществляться на основании договора, заключенного между исполнителем и потребителем ЖКУ. Причем подготовить договор – это обязанность исполнителя. Если потребитель отказывается от заключения договора на предоставление обязательных ЖКУ, исполнитель вправе в судебном порядке понуждать потребителя на заключение такого договора.
Закон установил основные права и обязанности исполнителя и потребителя.
Исполнитель обязан: обеспечивать своевременное предоставление ЖКУ надлежащего качества; рассматривать требования потребителей в связи с неоказанием ЖКУ либо оказанием их с недостатками; своевременно за свой счет выполнять работы по устранению выявленных недостатков ЖКУ, которые возникли по его вине.
Потребитель обязан: своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением ЖКУ, которые возникли по вине потребителя; обеспечивать целостность и сохранность приборов учета; оплачивать ЖКУ; допускать в жилые помещения, на земельные участки работников исполнителя; соблюдать требования законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов других потребителей.
Законом установлен исчерпывающий перечень оснований, когда возможны перерывы в оказании коммунальных услуг, которые допускаются в связи с: проведением исполнителем плановых ремонтных и профилактических работ в соответствии с графиками (планами), согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами, а также ремонтных и профилактических работ по заявкам потребителей; межотопительным периодом; приостановлением оказания коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате и не погасившему ее в установленные сроки; авариями, стихийными бедствиями и т.д.
Подробно установлен порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием ЖКУ либо оказанием услуг с недостатками. Схема этого процесса такова: в случае неоказания ЖКУ (или оказания их с недостатками) потребитель уведомляет об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу. Это уведомление может быть как в письменной форме (заявление, претензия и т.п.), так и в устной (заявка). По этому уведомлению исполнитель должен в течение одного рабочего дня прибыть к потребителю (в случае аварии – немедленно). Работник исполнителя устанавливает факт наличия и причины неоказания ЖКУ (или оказания их с недостатками) и составляет претензионный акт, в случае подтверждения факта неоказания ЖКУ и при наличии технической возможности незамедлительно обеспечивает надлежащее оказание ЖКУ. На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований. В таком случае потребитель имеет право за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества ЖКУ либо обжаловать этот отказ в судебном порядке.
В случае установления факта неоказания ЖКУ (оказания их с недостатками) исполнитель обязан в максимально короткие сроки, технологически необходимые для устранения недостатков ЖКУ (но не более чем через 1 месяц со дня обращения к исполнителю), устранить недостатки в предоставлении ЖКУ и произвести перерасчет платы за эти услуги.
Закон устанавливает гражданско-правовую ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей ЖКУ, а именно: в случае нарушения прав потребителя исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине. Потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя ЖКУ. Размер компенсации определяется судом. При этом моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем услуг прав потребителя, возмещается причинителем вреда только при наличии вины, которая предполагается. Обязанность доказывания отсутствия вины лежит на причинителе морального вреда.
Также актуальное значение имеет вопрос предоставления дополнительных жилищно-коммунальных услуг. Решение о выборе исполнителя услуг, оказываемых на конкурентной основе (а это абсолютно все дополнительные жилищно-коммунальные услуги), принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.), простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания. Таким образом, если гражданин не согласился на предоставление дополнительной услуги либо не принимал участие в собрании, заочном голосовании, то понудить его заключить договор на предоставление дополнительной жилищно-коммунальной услуги никто не может. Гражданин, естественно, может в дальнейшем изменить свое решение и заключить договор на предоставление этой жилищно-коммунальной услуги с исполнителем.
По материалам Минского облисполкома.