Представители различных молодежных субкультур действительно не вызывают особых симпатий у тех, кто постарше. Среди педагогов и родителей бытует однозначное мнение: если ребенок – неформал, то это непременно плохо и обязательно приведет его «не в ту компанию», что грозит огромными проблемами. Основная причина подобного выбора подростка – стремление реализовать свои основные психологические потребности. Их немало – 10. Родителям важно понять, какие из них не удовлетворяются, причем не дожидаясь сложного подросткового возраста. Если вовремя «поймать» опасные и негативные аспекты поведения своего чада, их всегда можно переключить на легальные и адекватные, и у ребенка не возникнет желания становиться неформалом.
10 потребностей ребенка – 10 заповедей родителя
1-я потребность – в безусловном принятии, поддержке и внимании. Если ребенок – изгой в своем классе, если у него нет друзей, зато налицо конфликт с родителями, то, чтобы компенсировать свои неудачи, он вполне может податься в неформалы: в субкультуре обретается чувство защищенности от окружающих, здесь легче находить товарищей и т.д. Этот подросток начинает чувствовать себя более значимым, его самооценка повышается. Ведь в новой среде его «любят» не за что-то, а потому что он «свой».
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Когда вы ругаете своего ребёнка за проступок, говорите конкретно за что, ни в коем случае не распространяйте свой гнев на его личность. «Как бы ты плохо ни поступил, я все равно тебя люблю, потому что ты мой сын/дочь» – это ваша главная родительская заповедь.
2-я потребность – в четких правилах и границах. Дети остро чувствуют все несоответствия и двойную мораль. Когда курящий отец наказывает сына за найденную в кармане пачку сигарет, ребенок задается вопросом: «А почему ему можно, а мне нельзя?» В субкультуре же правила всегда четкие, «своих» можно отличить даже по внешнему виду. Зачастую иллюзорная искренность в сообществе неформалов кажется более справедливой, как и отсутствие двойной морали. Чтобы хоть как-то сориентироваться в условностях этого мира, взрослеющий ребенок выбирает себе кумира (известного человека или лидера субкультуры) и начинает во всем ему подражать. Ведь, на взгляд подростка, если кумир счастлив, то и сам он станет счастливым, когда все в его жизни будет, как у его духовного авторитета.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Правила, установленные для ребенка, должны распространяться и на вас, иначе он быстро усвоит, что их можно нарушать.
3-я потребность – в развитии и обучении через практику. Ребенок учится, чтобы поступить в вуз и найти престижную, высокооплачиваемую работу. Эта главная установка нашей системы образования. Таким образом, теряется значимость происходящего в настоящем. В субкультуре подросток ощущает, что он уже сейчас занимается тем, что ему интересно. Для него важен сам процесс, «тусовка», а не результат, к которому он придет. Поэтому столь нередки случаи приобщения детей-неформалов к алкоголю и даже наркотикам.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Позволяйте ребенку почувствовать значимость его жизни через собственные ошибки, иначе он может привыкнуть пользоваться вашим опытом, а не личным.
4-я потребность – в ярких, интересных жизненных событиях. Интерес – это движущая сила любого развития. Многие великие люди сделали свои открытия именно благодаря глубокому интересу к тому или иному объекту. Если этот интерес не проявляется ни в школе, ни в семье, ни в хобби (лепка, рисование, моделирование), то ребенок вполне может начать его искать в неформальных молодежных объединениях. Он проявит интерес и к тому, что запрещено для обсуждения в семье (экстремизм, политика, секс). В субкультуре же он получает доступ к любой интересующей его информации.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Старайтесь, организовывая жизнь ребенка, опираться не на собственный интерес, а на интерес самого подростка. Пусть он сам выбирает кружки, секции и даже, со временем, вуз. Помните, что без развития и реализации своего собственного интереса он никогда не достигнет каких-либо вершин!
5-я потребность – в удовольствии. Все мы в своих мечтах каждый день получаем удовольствие от жизни. Это нормальная потребность каждого человека. Вопрос в том, что доставляет удовольствие: рыбалка или алкоголь, горячая ванна или секс, вкусная домашняя еда или трата денег на дорогие рестораны. Родителям важно помнить, что удовольствие – это тот инструмент, который позволяет ребенку исследовать свое тело и выстраивать мировоззрение. В субкультуре ребенок получает удовольствие от высокой эмоциональности общения, от уважения к своей собственной персоне и многих других вещей. К сожалению, в том числе и от алкоголя, наркотиков, когда нет реальной возможности получить удовольствие другим путем.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок понял, что ему доставляет удовольствие. Дарите своим детям маленькие радости – мороженое, новую компьютерную игру или просто свою искреннюю любовь.
6-я потребность – в уважении и признании. Один маленький мальчик сказал: «А я, как папа! Он ходит на работу, а я в школу. Это моя обязанность!» Первый шаг ребенка к самостоятельной автономной жизни, таким образом, уже сделан. Часто именно отсутствие уважения к интересам, достижениям и личному пространству детей со стороны взрослых толкает первых к выбору той или иной субкультуры. Ведь те, с кем ребенок объединяется по интересам, уважают его именно за выбор, а не за статус, деньги или достижения. К тому же в неформальных объединениях есть возможность творить новую культуру с ее знаками отличия, сленгом, ритуалами и традициями.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Уважайте личное пространство ребенка. Его вещи, стол, комната должны быть неприкосновенны так же, как и ваши. Это первый шаг на пути к его самоуважению. Творите вместе с детьми новые семейные праздники или ритуалы приветствия и прощания.
7-я потребность – в общении и принятии сверстниками. Человек, как существо социальное (и в первую очередь ребенок!), исторически нуждается в обществе. Дети получают удовольствие от совместной деятельности и со сверстниками, и со взрослыми. Такое общение очень эмоционально насыщено, ведь ребенок чувствует, что они делают одно дело! Если дети обделены такими коммуникативными возможностями общения, они постараются найти «неформальную» компанию, даже не понимая того, что субкультурах зачастую предмет общения – это повод встретиться, а не реальный интерес. Не все металлисты разбираются в стилях рок-музыки, не все футбольные фанаты понимают тактику ведения игры.
Добавим к этому определенные атрибуты, которые связаны с предметом общения и по которым члены субкультуры могут узнавать друг друга… Что ж, получается вполне привлекательная картинка для ребенка, лишенного удовольствия общения в ближнем для него круге.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Не запрещайте ребенку общаться со сверстниками – он учится жить в обществе.
8-я потребность – в самоуважении и самоутверждении. Ребенок в период кризиса подросткового возраста самоутверждается за счет того, что в конфликтах и ссорах отстаивает свою точку зрения. Это позволяет ему разрешить конфликт, который в первую очередь существует в нем самом. Субкультура и вызывающее поведение – это просто повод поспорить и доказать во что бы то ни стало свою точку зрения.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Устраивайте дома научные, социально значимые споры и диспуты со своим ребенком, чтобы помочь ему самоутвердиться.
9-я потребность – в творческом самовыражении и самореализации. Многие субкультуры открывают пространство для творчества. Рисунки, рассказы, музыка на определенные темы позволяют сформировать и выразить подростку свой собственный внутренний мир. Если такой возможности нет в школе или семье, то ребенок может найти ее в субкультуре. Ни одно поколение не стремилось тихо влиться в общество – каждое порождало свою субкультуру, создавало определенный миф, систему ценностей, противостоящие обществу в целом и конкретным социальным проблемам в частности.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Научите ребенка выражать себя приемлемым способом, подходящим и вам, и ему – через одежду, достижения, хобби и пр.
10-я потребность – в постановке жизненных целей. Именно в подростковом возрасте закладывается система мировоззрения человека: что нравится/не нравится, что хорошо/плохо, как себя можно/нельзя вести и прочее. Жизненные цели – это значимая часть всей картины мира подростка. Ребенок, недополучивший чего-либо, будет искать способы получить это в будущем. Если вы научите своего ребенка четко видеть потребности, ставить и достигать цели, помогающие удовлетворять эти потребности, то ему будет намного проще во взрослой жизни. Чувство неопределенности, связанное с отсутствием жизненных целей, заставляет подростка искать эти цели в субкультурах.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Помогите своему ребенку научиться ставить промежуточные цели, не решайте его проблемы за него, просто окажите поддержку.
Вступление подростка в ту или иную субкультуру – это тревожный признак для родителей, свидетельствующий о том, что какая-то потребность ребенка остается неудовлетворенной. Если не получается самостоятельно определить причины поступков своего ребенка, стоит обратиться за помощью к психологу. В каждой школе работает своя психологическая служба. Не стесняйтесь обращаться за помощью.
Уважаемые родители, помните, что судьба вашего ребенка в ваших руках, и то, кем он станет в будущем – законопослушным гражданином, либо преступником и злостным нарушителем законов нашего государства – зависти исключительно от Вас, от того, как Вы его воспитаете.
Статья подготовлена по материалам Айбятуллина Юлии Владимировны, педагога-психолога отдела социализации подростков центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Практик».
Ольга Могиленко, вриод начальника ИДН Крупского РОВД.