– Это я с Афганистана вернулся, это в Фергане, – листая фотоальбом в мобильном телефоне, вспоминает Александр Михайлович. – А вот это нас обстреливают, вертушка раненых забирает, машины горят…
– Вы так об этом спокойно рассказываете…
– Так ведь тридцать лет уже прошло. А первое время после дембеля жутко было. Ночами не спал. Отец даже сделал мне деревянный автомат… А потом привык к мирной жизни.
Пауза – буквально несколько секунд. Александр продолжает вспоминать:
– Родители о моем выборе не знали. Потом даже собирались приехать за мной в Фергану. Я же был категоричен, написал: «Это мое решение! И я его не изменю!»
Сразу нас, новобранцев, привезли в пересыльный пункт, в Марьину Горку. Потом – шесть месяцев учебки в Узбекистане, в Фергане в/ч 52788 учебного подразделения воздушно-десантных войск. Здесь нас гоняли по полной программе: на плечи мешки по 30 килограммов – и по три километра туда и обратно. Пойдешь в горы – никто не понесет за тебя автомат в три килограмма, боекомплект полностью, плюс минометную плиту, мины, сухпаёк. Чем больше возьмешь, тем лучше. То есть, в учебке нас готовили конкретно. И к боевым действиям в том числе…
Полгода учебки прошли быстро. Потом машины приехали, отвезли нас на аэродром, и на самолете – в Кабул. Это было 21 октября 86-го года. Здесь была рота молодых солдат, 2 недели были на карантине. Службу продолжил в 350-м гвардейском парашютно-десантном полку в/ч п.п. 35919 во взводе обеспечения. Служил командиром в звании старшины. В моем подчинении – 26 человек. Наша задача – обслуживать роту обеспечения, которая ходила в горы. Дать им минометчика и помощника, связиста и пулеметчика, технику на сопровождение. За речкой я пробыл 19 месяцев и 11 дней.
В Кабуле мало находились, здесь было спокойно. А так все время по боевым. Домой писал: «Еду в командировку…» Первое боевое крещение – вывод войск из Пули-Хумри. Тогда начинался вывод наших войск из Афганистана. Было тихо, не стреляли, потому что было перемирие. Но все равно страшно. С той стороны стреляют – мы не имеем права. Затем две недели принимали участие в операции «Хост».
Со временем привык ко всему. «Эрэсы» летали – так по звуку различали: долетит или нет. Знали, что такое минные лепестки. Маленькие, зеленые и незаметные – если ногой станешь, пятки нет… Не погибнешь, но инвалидом останешься.
Первую медаль «За боевые заслуги» получил, когда выводили наши войска из Джелалабада. Нас сильно потрепали. От Джелалабада до Кабула километров двести тридцать. Мы туда приехали.За ночь, под обстрелом, собрались. Оттуда отправились на Кабул, а затем через перевал Саланг на Термез. Наши – через мост в Советский Союз. А мы назад в Кабул.
Медаль «За отвагу» получил, когда последние войска выводили из Кандагара. Стояли на блоке. 25 мая 88-го года попали под обстрел, техника погорела. БТР наш нас спас, погибших, слава Богу, не было, раненые были. Нас на вертушке доставили в Кабул. Через пару дней комбат сказал: «Дембеля, собирайтесь домой, ваша служба закончилась». Через неделю на «Ил-76» мы уже прилетели в Ташкент. 2 июня уволили, а 4-го – я уже был на родине, в Крупках.
Впечатления от войны? Знал, что делаю, куда иду. Саша Хадатович, мой земляк, как раз в то время оттуда вернулся. Я видел его – ничего меня не остановило… Первое время страшно было, что тут скрывать. А потом – как так и надо. Назад пути нет. Служили, домой не собирались. Ждали конца вывода войск. Тем более, нас предупредили: по полгода будете переслуживать.
Афганистан? Мне довелось проехать по всему Афганистану. Нищая страна. Дети голые, дома из глины. Все живут в горах – ни тебе дорог, ни городов. Разве что Кабул. Зато стреляли практически все...
О своем выборе не пожалел ни разу. Хорошую школу мужества прошел. Что запомнилось? Абсолютно всё! В учебке – адаптация к климату. Как ни странно, мне там стало намного легче, чем в Беларуси. Даже артериальное давление на какое-то время стабилизировалось. Жару спокойно воспринял. Самое страшное – это когда люди гибли на глазах…
Домой вернулся, женился. Работал связистом. Дома практически не бывал – 30 лет по командировкам. Объездил всю Беларусь, Россию. В командировках – по году-два. С Бреста связь до польской границы вели. Вся жизнь – в пути. Сейчас на пенсии. Двое детей, две внучки. А в Афганистане что было, то было…