– Я лично никогда не думал, что судьба тесно свяжет меня с работой в лесном хозяйстве, – говорит Геннадий Дулис. – Родился я в поселке Крупском. Стандартный маршрут жизни: школа, училище – получение специальности «экскаваторщик», армия. Отслужил, вернулся домой. Работал по специальности на Ухвале. Понял: что-то не так! Думал продолжить службу сверхсрочником. Предлагали пойти участковым в милицию. В итоге родители сказали: «А иди-ка ты, сынок, в лесное хозяйство». Подумал: а почему бы и нет? Устроился в Крупское лесничество – лесником. Это было в 1964 году. И до 2013 года непрерывно трудился на одном месте. В Борисове выучился на техника-лесовода. Стал мастером леса. Как-то пришлось замещать лесничего. Предложили перейти на эту должность – не согласился. Образования высшего не было, учиться не стал – годы не те… Да и работа мне моя нравилась. Иначе на 49 лет и 6 месяцев не задержался бы на одном месте. И знаете, я с первого дня работы в лесу понял: лес – это то, что мне нужно! Это – эмоции, это – чистый воздух, это – красота и настроение, с которым приходишь на работу и забываешь обо всех житейских проблемах…
Впрочем, как далее узнаю из разговора, любовь к лесу у Геннадия Станиславовича передалась на генетическом уровне:
– Мои родители работали в лесной отрасли. Папа – извозчиком, мама – на подсочке. Тетя в Подмосковье трудилась в лесном хозяйстве. Она, кстати, научила меня уходы косить… Видимо, от родных и пошла моя любовь к каждому деревцу… Что самое интересное в моей работе? Всё! Я любил свое дело, трудился на совесть. Ездил старшим группы на разработку буреломов – в Воложин, Березино. Проводил посадки. И сейчас, если просят, помогаю – выхожу на посадку леса, ежегодно гектаров 8-10 молодняка закладываем.
– И сколько деревьев без малого за полвека посадили?
– Даже не представляется возможным подсчитать! Если в среднем мы восстанавливаем лесные культуры на площади 70-80 га, а на одном гектаре высаживается не менее 5 тысяч сеянцев, то, пожалуй, это будет порядка десятков миллионов сеянцев, которые произрастают сегодня на восстановленных площадях не только территории Крупского лесничества, но и в каждом уголке района. Мои дочки шутят: ко всем лесам Крупщины наш папа руку приложил… В Луже 96 гектаров механизированно сажали. Около Жаберич – от фермы до деревни – мой участок, гектаров восемь. В Плавучем Галом все болота засажены, гектаров 30, не меньше. Работы не чурался. Надо – за штурвал трактора садился.
– Дети пошли по стопам отца?
– В детстве дочки с подружками постоянно бегали на посадку леса. Сегодня средняя работает главбухом в лесхозе. Старшая – директором школы в Борисове. Младшая – учителем в минской школе. А я в свои 80 лет стараюсь поддерживать тонус жизни. В норме – ежедневные прогулки в любую погоду. Сейчас снежно – каждый день по три километра на лыжах преодолеваю. По сезону – на велосипед и в лес по грибы-ягоды. А что касается профессионального пути, то выбор есть у каждого человека. Я свой сделал в пользу леса…
Такой же точки зрения придерживается и Анатолий Владимирович Ходосевич – лесник Крупского лесничества с 30-летним стажем. О выборе профессии ветеран труда сказал кратко:
– Всё сложилось как-то само собой…
И тут же, как будто сам себе задал вопрос и сразу же на него ответил:
– Ну, конечно же, благодарен, что всё так вышло в моей жизни. Работали дружно и слаженно. Что тут долго разглагольствовать? Абсолютно всё было интересно! Я и сейчас в лес по грибы-ягоды хожу. Попутно примечаю участки, где нужно проводить уходы… Я скажу так: у труженика лесничества много задач, но главная обязанность – вовремя сажать лес, постоянно возобновлять его. А по большому счету, каждый должен делать свое дело на совесть. А еще, уж поверьте моему 90-летнему жизненному опыту, работниками леса рождаются и остаются на всю жизнь!
Фото Крупского лесхоза.