Родился Николай в г.п. Бобр. 29 июня 1979 года был призван Крупским районным комиссариатом Минской области в Вооруженные Силы СССР в воздушно-десантные войска. Подготовку проходил в учебном подразделении 301-го учебного парашютно-десантного полка в/ч 42227 (44-я учебная воздушно-десантная дивизия) н.п. Гайжюнай Литовской ССР. В ноябре 1979-го ефрейтор Лешков, освоив военную специальность «механик-водитель БМД-1 (БТРД-1)», направлен в состав 350-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в/ч 65581 г. Витебск, военный городок Боровуха-1.
Из писем Николая Лешкова родным.
«...Извините меня за долгое молчание, не во мне вина. Мама и Шура, как вы уехали от меня в понедельник утром, а вечером в час ночи подняли по тревоге. На машинах своих доехали до аэродрома где-то в Могилевской области, а там на самолеты погрузили нас и улетели. Сперва прилетели в Ташкент, посидели там суток трое, а потом в Саратов, а оттуда уже убыли на место, в Афганистан. Вот уже четыре месяца как мы здесь. А когда вернемся в Союз, неизвестно. Я жив, здоров. Афганский климат не мешает служить. Погода здесь одна и та же, постоянная жара. Но это еще сейчас ничего, скоро будет градусов под 50. Но ничего, загар постоянный, никогда не сходит. Уже немного научился по-афгански разговаривать. Ну, на этом заканчиваю. Извините, что мало написал. Сейчас друг мой едет в Союз, так что это письмо отправляю с ним. Пишите о себе, как вы там. До свидания. С приветом – Коля. Привет всем друзьям. Афганистан. 23.04.80 г.».
«...Извини, Володя, за небольшой перерыв, дело в том, что сейчас у меня дел по горло. Сейчас готовлю свою машину в капремонт. Нужно все непригодные запчасти заменить другими. Скоро повезу ее в Союз, в Каунас. А там, если будет возможность, постараюсь сорваться домой. Телега уже отходила свое. Здесь в Афганистане мы уже наездили по восемь, по десять тысяч. Никто столько во время своей службы не наездил. Но и машины сейчас не те, что раньше были. Но всё еще ходят. Обстановка здесь немного тише, но всё же из-за угла кто-нибудь да пальнет… Скоро переезжаем в город. Вот только что в городе немного нужно быть осторожнее, а то украдут или обстреляют басмачи, тогда худо будет. Но, думаю, на это они не решатся. Потому что немного они от нас попробовали гостинцев. Будем надеяться, что всё обойдется. На этом заканчиваю. До свидания. С приветом – Коля. Афганистан. 12.09.80 г.».
«Здравствуйте, дорогие родные! С горячим армейским приветом к вам ваш Коля. Здесь всё по-прежнему. Ребята выезды совершают, ну, а я сижу, загораю, только запчасти раздаю. А поездить, ох, как охота, когда-нибудь с Геной земляком проеду… Вот скоро будем переезжать в город. Для нас афганцы освободили помещение – клуб. Теперь будем жить в нем. Место хорошее, помещение большое, электричество есть, вода любого сорта, привезли кровати. Так что, теперь нормально будет. Будут даже фильмы привозить, вернее обещали показывать. Так что, зимы можно не бояться… На этом закругляюсь. С приветом – ваш Коля. Афганистан. 12.09.80 г.».
«Здравствуйте, дорогие, родные мама, папа, Шура, Валя, Сашка и Валерик! С горячим армейским приветом к вам ваш Коля. В первых строках своего письма прошу извинения за небольшое молчание. Дело в том, что трудно с конвертами. Обоз раз в месяц ездит на базу, а там если успеешь сходить в автолавку, то достанешь. Вот сейчас уезжает обозом один парень домой в отпуск, так что передам ему. Как будете писать, то пришлите пару конвертиков. А теперь немного о себе. Со мной всё в порядке. Вот сегодня уезжают последние дембеля, остались одни механики. Скоро дадут мне другую машину, так как моя уже в Союзе. Недавно прислали молодых. Начинают уже помаленьку привыкать к нашей жизни. А мне уже ведь осталось полгода, совсем немного. Думаю, быстро пролетят. На этом буду закругляться. Пишите, как вы поживаете. Как мама, папа ваше здоровье. Как поживает Шура, где он сейчас. Как там Валя, Сашка, переехали они в новый дом или нет. Большой привет Валерику. Пишите обо всём. До свидания. С приветом – ваш Коля. Афганистан. 20.11. 80 г.».
«Привет из Афганистана! Здравствуйте, дорогие, родные Володя, Нина, тетя Саша и Колька! С горячим армейским приветом к вам ваш Коля. Извините за долгое молчание. Немного напишу о себе. Дела у меня обстоят нормально, вернее хорошо. В основном у нас каждый день выезды, так что скучать не приходится. Помаленьку вылавливаем душманов. Вот недавно был выезд, так нормально погоняли их, некоторых порешили, оружие забрали. Но всё же ушло несколько. Как они вырвались, чёрт их знает. Как сквозь землю провалились. Но ничего, выловим. Вот мы сейчас стоим в городе, так немного тревожили нас, а теперь спокойно стало. А когда нету выездов, механики машины свои готовят к следующему выезду, а экипаж уборкой занимается, отдыхает. Вот уже декабрь пошел, а у нас даже и признаков нету, что зимний период настал. Только по ночам прохладно, ну и солнце не очень греет, как раньше. Ведь зима у них, вернее новый год у них в марте. Ну, на этом заканчиваю. Пишите, как поживаете, чем занимаетесь. До свидания. С приветом – Коля. Афганистан. 4.12.80 г.».
Из воспоминаний друга и сослуживца Николая Лешкова гвардии ефрейтора Геннадия Нагорного, механика-водителя боевой машины десанта 56-й ОДШБр 3-го дшб 9-й роты:
– С первого и до последнего дня мы с Колей были вместе, в одном взводе. Военную присягу приняли 29-го июля 1979 года... 10 декабря среди ночи наш полк подняли по боевой тревоге. Своим ходом на боевой технике прибыли на станцию Боровая, после погрузки на железнодорожные платформы 12 декабря прибыли на аэродром «Быхов». Здесь нас уже ждали самолеты военно-транспортной авиации АН-22, ИЛ-76. 15 декабря мы были переброшены в Ташкент, через двое суток – в город Энгельс Саратовской области на аэродром военно-воздушных сил. В ночь на 25 декабря нас направили в Афганистан. Мы только в воздухе узнали правду, куда и зачем летим. Один из летчиков сказал: «Ну и дадут вам ребята там…» Приземлились в аэропорту Кабула, было еще темно. Что там творилось, не передать. Кабульский аэропорт не смог принять такое количество самолетов – другие подразделения дивизии высадились в Баграме. После высадки разбили лагерь.
Участвовали в операции «Байкал». выполняли боевые задачи по уничтожению банд мятежников в населенных пунктах, охраняли промышленные объекты, сопровождали различные стратегические грузы…
В ночь на 27 декабря 1980 года мы вместе с Николаем на двух боевых машинах должны были выезжать на задание в район города Талукан. Накануне мы с Колей готовили машины, проверяли исправность. Было уже поздно, устали, я предложил пойти отдохнуть перед выездом. Николай ответил: «А сколько тут осталось спать, все равно не привыкать, не успеешь уснуть, как поднимут». Все же мы пошли отдохнуть. Сквозь сон я услышал, как назвали его номер машины и экипаж на выезд. Вместе с ним уехал грузовик КРАз с бойцами в кузове. Утром нам сообщили по рации, что БМД № 391-й подорвалась на мине. Мина была противотанковая, контактного действия. Такие мины устанавливают по центру машины, чтобы взрыв поразил всё днище. К сожалению, после взрыва сдетонировал боекомплект... Когда я узнал об этом, у меня был только один вопрос: жив ли механик-водитель. В ответ – тишина. Я всё понял. Мы сразу же выехали на место. Это случилось под Хозарбагом, по дороге Ходжагар-Талукан. Не доехав до места метров сто, увидели на дороге обломки взорванной машины, их было много. Я понял, что машину разорвало на мелкие куски. Погибли трое – ехали четверо. Молодой солдат по имени Эрик остался жив. Он сидел сзади в боевом отделении, во время взрыва открылся задний десантный люк – и его выкинуло…
Командир роты предложил мне, как другу, сопровождать тело Николая на Родину «Грузом 200», но я отказался. Потерять лучшего друга, да еще видеть слезы, лица родителей и родственников – это тяжело. Да и всё равно пришлось бы возвращаться назад. Подумал, если останусь жив, приеду на могилу своего друга, тем более уже было сто дней до приказа…
Подготовлено по материалам районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане».