В июле прошлого года не стало Евгения Александровича Ждановича. Представители Крупской районной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане в свое время беседовали с ним, поэтому все воспоминания Евгения Александровича бережно хранятся. Родился Евгений Александрович 16 августа 1963 г. в д. Актавия. В Афганистан попал в ноябре 1982 г., в г. Пули-Хумри (провинция Баглан). Здесь в 449-ом отдельном автомобильном батальоне подвоза горючего (автомобильные колонны № 1041, 1042, 1043), 59-й бригады материального обеспечения (в/ч п.п. 27787) служил командиром ремонтного отделения, затем заместителем командира взвода по ремонту автомобильной техники, старшим механиком-водителем «наливника» бензовоза КамАЗ 5320.
Из воспоминаний Евгения Александровича: «Наша 59-я абрмо дислоцировалась в г. Пули-Хумри провинции Баглан, из шести автомобильных батальонов бригады один размещался в Шинданде, второй – в Кабуле, третий – в Баграме, остальные – в Пули-Хумри, все они доставляли продовольствие, боеприпасы, топливо, вещевое имущество, короче, все то, что необходимо для жизнедеятельности гарнизонов на территории Афганистана, от Джелалабада и Файзабада на востоке до Кандагара и Герата на западе страны. Местом нашей постоянной дислокации был палаточный лагерь в Пули-Хумри. 449-й отдельный автомобильный батальон на «наливниках» – КамАЗах, полуприцепы с восемнадцати кубовыми цистернами, перевозил бензин, солярку, керосин для авиации. На нефтебазе заполнялись под завязку и отправлялись в путь с боевым охранением. Обратно шли пустыми. Нас, водителей «наливников», в Афганистане прозвали «смертниками» – один выстрел из гранатомета, и машина превращалась в горящий факел. Редкий рейс обходился без подрыва на минах или обстрела. Обочины «дороги жизни» были завалены подорванной и сгоревшей техникой».
В конце сентября 1983 г. младший сержант Жданович был переведен в в/ч 57839 г. Ташкент Узбекской ССР. В мае 1984 г., отслужив свой срок, улетел из Ташкента. После окончания срочной службы Евгений Александрович вернулся в организацию ПМК № 67, затем в течение двух лет проходил военную службу по контракту на 86-й ремонтной мастерской службы горючего в должности водителя-слесаря в пос. Крупский. Проживал с семьей в д. Каменка Крупского района.
В ноябре 1982 в Демократическую Республику Афганистан попал Николай Николаевич Бутяновский. Родился он 15 марта 1955 г. в д. Нача. Вот что он расскал о своей службе: «В 1972 г. я поступил в Ульяновское высшее военно-техническое училище им. Б. Хмельницкого, которое успешно окончил в 1976 г.. Молодым офицером был назначен по распределению на должность командира трубопроводного взвода в отдельный трубопроводный батальон в г. Починок Смоленской области. Через год был назначен командиром трубопроводной роты, а затем начальником штаба трубопроводного батальона кадра. В 1982 году получил телеграмму о срочном прибытии в Туркестанский военный округ г. Ташкент Узбекской ССР для замены. 10 ноября 1982 года прибыл в Демократическую Республику Афганистан 42-ю отдельную ремонтно-восстановительную роту техники тыла 59-й отдельной бригады материального обеспечения в/ч п.п. 81432 г. Пули-Хумри провинции Баглан. В связи с тем, что мой предшественник трагически погиб, меня назначили командиром отдельной роты по восстановлению техники тыла.
«Славился» наш гарнизон и своей пылью. Летом, в жару, земля так высыхала, что становилась как мука. И как только подует ветерок, то от стоящей в воздухе пыли видимости в радиусе двух метров было никакой. Когда дул этот ветер-«афганец», так мы его называли, все знали, что вертушки не прилетят, значит, не будет долгожданной почты и к кому-то опять не доберется «заменщик». От Пули-Хумри до Кабула дорога в основном все время идет по горам. С одной стороны – нависающие горы, с другой – пропасть. На обочине дороги – сожженные машины, попадаются столбики со звездами в память о погибших здесь воинах. Летом трудности испытывали из-за жары, а зимой крутые горные дороги покрывались льдом, что требовало от водителей максимум внимания и выносливости.
В 1983 году я был назначен заместителем командира 134-го отдельного «Московского» батальона подвоза горючего (наливной) в/ч п.п. 21231 г. Баграм провинции Парван. Батальон выполнял задачи по доставке авиационного керосина для полевых аэродромов в города Гардез, Газни, Джелалабад, Кабул. Ветка трубопровода из Советского Союза была дотянута до Баграма, там была конечная точка. Транспорт у нас был так называемые «шаланды» – КамАЗы 5320 и КамАЗы 5410».
После Афганистана Николай Николаевич в ноябре 1984 года по замене прибыл в г. Ярославль на авторемонтный завод, где был назначен на должность командира ремонтного батальона. Затем был направлен в г. Уссурийск Приморского края на должность действующего батальона подвоза горючего. В 1986 году поступил в Военную Академию тыла и транспорта в г. Ленинграде (теперь Санкт-Петербург). В звании капитана был командиром учебной группы. Получил досрочно звание «подполковник» и был назначен командиром трубопроводной бригады в г. Акташ Узбекской ССР Туркестанского военного округа. В связи с изменением политической обстановки в стране Николай Николаевич вернулся в родную Беларусь. Служил в Бобруйске Могилевской области начальником штаба бригады материального обеспечения. В 1991 году был направлен в Минск в оперативную группу по созданию Военной Академии Республики Беларусь. Затем был начальником цикла кафедры тылового обеспечения (профессор). Получил звание полковник. В 2003 году уволился в запас по болезни. В настоящее время проживает в г. Минске. Жена, работа, дети, внуки.
Попал в Афганистан в 1982 году и Владимир Евгеньевич Авдевич. Из-за болезни с ним не удалось поговорить, но откликнулась родная сестра, которая предоставила сведения о воине-интернационалисте. Родился Владимир Евгеньевич 29 августа 1963 г. в д. Бакшты Ивьевского района Гродненской области. В октябре 1981 г. был призван Ивьевским районным военным комиссариатом Гродненской области в ряды Вооруженных Сил СССР и зачислен курсантом в учебное подразделение в/ч 93908 «У» 10-й отдельный полк связи, расположенное в г. Ташкенте Узбекской ССР, где прошел подготовку по специальности «радиотелеграфист». В июне 1982 г. после окончания обучения рядовой Авдевич был направлен в Демократическую Республику Афганистан, г. Кабул. Службу проходил в 18-ом отдельном батальоне связи и радиотехнического обеспечения ВВС (Дар-уль-Аман узел связи «ПОМПА» в/ч п.п. 94164) в должности телефонист-механик ЗАС (засекреченной связи). За добросовестное отношение к воинским обязанностям в январе 1983 г. ему было присвоено звание ефрейтора. В июне 1983 г. был командирован в 1195-ю отдельную роту связи и радиотехнического обеспечения ВВС 40 ОА г. Гардез (провинции Пактия, аэродром Гардез позывной «Вальс», в/ч п.п. 30161) где был назначен командиром отделения и продолжил службу.
В декабре 1983 г. ефрейтор Авдевич был уволен в запас из рядов Советской Армии. Вернувшись на родину, спустя некоторое время Владимир с родителями переехал на новое место жительства в г. Крупки. После учебы в Молодечненском автоучебном комбинате работал водителем в автобазе № 16 г. Крупки. Женился, двое детей – Евгений и Елена.