Когда-то пятиклассница Игрушковской средней школы Станислава Шапчиц в эпиграфе к сочинению по русскому языку «Кем хочу быть?» написала: «Учительницей стану, детей буду учить и объяснять им буду, как Родину любить».
Сейчас можно с уверенностью сказать, что тот эпиграф стал определяющим в ее жизни. Девочка выросла, закончила школу с серебряной медалью, поступила в Белорусский государственный университет на химико-биологический факультет. В 1961 году молодого педагога направили на работу в школу-интернат Жодино. Тогда это был городской поселок.
– Жодинская школа-интернат была известна на весь Советский Союз, – вспоминает Станислава Алексеевна во время нашей беседы. – Там находились дети артистов, пока родители были на гастролях. На обмен опытом приезжали к нам учителя и воспитатели из Швеции, Норвегии. На всю жизнь запомнился один случай. Приходят как-то ко мне на урок завуч и незнакомый мужчина. Это был урок химии в 7-м классе. Изучали тему, проводили опыты. Вот урок закончился, подходит тот мужчина, протягивает руку и благодарит за урок. И тут же спрашивает: «А у вас на уроке дети не взрывают?» Я отвечаю: «Пока не взрывают». А потом он представился – Кирилл Трофимович Мазуров. Это был председатель Совета Министров. А я подумала тогда: «Хорошо, что я только после урока узнала, кто он».
Когда Станислава Алексеевна была еще 9-классницей, она познакомилась с молодым парнем из Радицы – Леонидом Аксеновичем.
– Он тогда только из армии вернулся, – продолжает собеседница. – На октябрьские праздники в Старосельской школе организовали вечеринку. Пригласил на танец, познакомились. Как он мне потом признался, долго наблюдал за мной. Встречались на танцах, домой провожал, пока училась в университете. И только когда я уже первый год работала, в декабре 1961 года сделал предложение. В феврале 62-го расписались.
С тех пор Станислава Алексеевна следовала за мужем как ниточка за иголочкой. Из Жодино перевелась в Могилев, где Леонид Федорович учился в партийной школе. Тоска по родным местам вернула их на Крупщину.
– Приехали мы как-то на выходные домой, – рассказывает Станислава Алексеевна. – Сошли с автобуса, идем по полю. Кругом – зелень. Красиво так. А муж и говорит: «Стася! Зачем нам тот Могилев? Давай домой вернемся!»
Так и приехали обратно. Станислава Алексеевна преподавала в родной Игрушковской школе, в Ухвальской школе. Когда мужа назначили председателем Крупского сельсовета, в поселке Крупском построили дом. А Станислава Алексеевна устроилась в городскую СШ № 1 учителем химии, где и проработала до выхода на заслуженный отдых. О тех временах вспоминала с особой теплотой.
– Вот мои ученики, коллеги, – листая альбомы с фотографиями, показывает педагог. – В 1-ю школу я пришла в один год с директором Альбертом Михайловичем Денисовым. Какие замечательные были времена! Ездили везде с ребятами. Чтобы показать ученикам все нюансы химии, возила их на экскурсии. Деревообрабатывающие предприятия, кондитерская фабрика, фармацевтический завод, фабрика пианино. Помню, как на стеклозаводе в Борисове ребятам разрешили дуть из стекла. Они выдували всё, что им хотелось. С Анной Андреевной Чистяковой возили школьников в Москву. А вот на фото я в Риге. Вы знаете, о том, что стала педагогом, я ни разу в жизни не пожалела.
Не забывают свою учительницу выпускники. Кто позвонит, спросит, как дела. Кого-то Станислава Алексеевна встречает во время скандинавской ходьбы – воспоминания о школьной жизни льются рекой. Каждый год присылает праздничные открытки Елена Пацеева из деревни Майск.
– В 2010 году пришла я на избирательный участок в поселковую школу, – вспоминает с улыбкой Станислава Алексеевна. – Расписалась в ведомости. И тут меня какой-то мужчина подхватывает на руки и кружит. Я не понимаю, что происходит. А мужчина, он был председатель комиссии, и говорит всем: «Вы знаете, кого я несу? Это же Станислава Алексеевна! Это лучший учитель! Благодаря ей я поступил в институт».
За житейскими советами к Станиславе Алексеевне с удовольствием обращаются дети, внуки и правнуки. Она всегда найдет мудрое решение в любом вопросе.
– Как-то звонит мне правнучка Арина из Борисова, – говорит Станислава Алексеевна. – И жалуется: «Бабушка, мне так плохо. Не хочу ходить в школу, меня от нее тошнит». А я ей отвечаю: «Так, дорогая, школа – это не буфет или столовая. Ты знаешь, что такое шахта?» Четвероклассница Арина отвечает: «Там добывают удобрения». Я в ответ: «Правильно. Удобрения дают добро земле, она нас кормит. Так вот, школа – это шахта, где добывают знания. А твоя голова должна наполниться знаниями, чтобы давать добро тебе, твоей семье и Родине». Через несколько дней Арина позвонила и говорит: «Бабушка, я всё поняла и осознала».
Есть у Станиславы Алексеевны любимые занятия. Она выращивает комнатные и садовые цветы, читает книги из огромной домашней библиотеки. Говорит, что сейчас перечитывает Гоголя. В 2010 году не стало Леонида Федоровича, с которым прожили счастливую жизнь. Невидимая связь между ними и по сей день.
– Бывает, что-то тревожит, – делится Станислава Алексеевна. – Я тогда подойду к портрету на стене, побеседую с ним. И легче становится. А ночью во сне приходит Леонид и говорит: «Не расстраивайся, всё будет хорошо». А вообще, надо радоваться каждому дню, ценить и беречь, что имеешь. Этому учу детей, внуков и правнуков.
Инна ГАРА.