– Что изменит новый Закон в нашей жизни? С какой целью создан единый регистр?
– Закон касается каждого из нас и нужен обществу в целом, прежде всего, для совершенствования управленческой деятельности, решения важнейших социально-экономических задач. Цель регистра – объединение ресурсов учета физических лиц и формирование единого информационного пространства республики. Он избавит от утомительных процедур, связанных с вопросами пенсионного обеспечения, налогообложения, исполнения воинских обязанностей. Создаст новые возможности для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, финансовыми злоупотреблениями.
– Такое впечатление, что регистр – это и есть «одно окно», где найдешь ответы на все вопросы...
– На самом деле это информационная система, ядром которой является госбанк данных о физлицах. В техническом смысле – это центральная база данных, взаимодействующая круглосуточно в автоматическом режиме в реальном времени через систему каналов связи с широким спектром поставщиков и получателей информации. В итоге это позволит обеспечить оперативный учет и предоставление сведений о различных категориях физических лиц, а также повысить эффективность работы госорганов путем предоставления им актуальных и достоверных персональных данных.
– Если рассуждать более узко – чем полезен регистр населения для крупчан?
– Он поможет повысить качество предоставляемых информационных услуг. Станет меньше бумажной волокиты. Гражданину не нужно будет обращаться в один госорган, чтобы предоставить справки в другой. Госструктуры получат доступ к регистру и сами смогут запрашивать из него необходимую информацию, что также повысит качество предоставляемых населению услуг. Например, сократятся сроки выдачи документов, регистрации по месту жительства и актов гражданского состояния, упростится механизм подачи налоговых деклараций, начисления пенсий.
– Что уже можно сказать о работе регистра?
– Основная база данных была создана к августу 2013 года. К этому сроку в нее были внесены основные, а затем и дополнительные персональные данные физических лиц. Иначе говоря, с 2018 года госорганы, нотариусы могут получать актуальную, достоверную и полную информацию о физлицах.
– Расскажите подробнее, какие данные накапливаются в регистре?
– Закон четко определяет их перечень. Это основные персональные данные: идентификационный номер, фамилия, имя, отчество; пол; дата и место рождения; цифровой фотопортрет; данные о гражданстве (подданстве), регистрации по месту жительства и месту пребывания; данные о смерти или объявлении физлица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным. Все это предоставляют подразделения МВД, общие суды, местные исполнительные и распорядительные, а также органы записи актов гражданского состояния. И дополнительные персональные данные: сведения о родителях, опекунах, попечителях, семейном положении, супруге, детях, о высшем образовании, ученой степени и звании, роде занятий, пенсии, ежемесячном денежном содержании, страховой выплате, налоговых обязательствах, исполнении воинской обязанности. Их предоставляют ФСЗН Минтруда, Минюст, ВАК, Минобороны, военные комиссариаты, МНС, Минобразования, Минздрав, МЧС, КГБ, Генпрокуратура, «Белгосстрах», местные исполнительные и распорядительные органы, общие суды.
– Вы упомянули идентификационный номер. Что обозначают эти цифры?
– Все очень просто – это буквенно-цифровая последовательность, являющаяся основным идентифицирующим признаком физлица в процессе внесения его персональных данных в регистр, их актуализации, исключения, хранения, восстановления, предоставления, использования и защиты. Идентификационный номер можно представить в виде основы, к которой, по мере появления новых данных, будут прикрепляться данные в отношении одного физического лица, и формироваться досье в каждом из органов, вне зависимости от изменения основных установочных данных гражданина. К примеру, как можно установить личность, если имеем дело с несколькими Ивановыми, у которых полностью совпадают инициалы и дата рождения? Уже более 60 стран мира внедрили у себя электронные системы учета населения, основанные на использовании идентификационных номеров.
– Есть ли необходимость лично беспокоиться о внесении данных?
– Нет, статья 12 Закона возлагает эту обязанность на министерства и ведомства, указанные выше.