Склонить головы и высказать слова скорби приехало много гостей. В начале – короткий экскурс в историю. В абсолютной тишине все слушали директора Крупского историко-краеведческого музея Тамару Больбот. События тех страшных дней как будто оживали в ее взволнованном рассказе. Крупский район был полностью оккупирован немецкими войсками 9 июля 1941 года. Комендатуры, полевые и местные, обладали всей полнотой власти в районе. Во всех крупных деревнях были созданы управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов. Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.
Гетто в Крупках было образовано одним из первых на оккупированной территории Белоруссии – в июле 1941 года. Для евреев был установлен строгий режим проживания, отлучиться за пределы местечка можно было только с письменного разрешения бургомистра. Узники носили опознавательные знаки и выполняли принудительные работы. Сведений о том, охранялось ли гетто, было огорожено или просто находилось под контролем местной полиции, не сохранилось. Однако известно, что число его узников насчитывало не менее 1900 чел. Нацисты собирали евреев в Крупках для скорого уничтожения. В городе существовала тюрьма, где держали тех, кого заподозрили в укрывательстве евреев, нелояльности или сопротивлении нацистам.
Евреев в Крупках убивали поодиночке или небольшими группами с июля до первой половины сентября 1941 года. Вместе с евреями нацисты расправлялись с советскими и партийными активистами, и военнопленными.
Массовые убийства евреев начались в сентябре 1941 года в Крупках (1975человек), Бобре (961человек), м. Холопеничи (2700 человек), в деревнях Обчуга и Ухвала.
Основная акция была проведена 18 сентября 1941 года. Евреев собрали на базарной площади возле городской управы и объявили, что их повезут на работу в Германию. Все должны были взять с собой только деньги и ценные вещи. Дома приказали не запирать, а замки и ключи отдать бургомистру. Проверили по спискам, не явились только 5-7 стариков, и погнали по центральной улице Советская в сторону деревни Лебедево на заболоченный берег реки Стражница за автодорогой Минск-Москва. Во время движения запрещалось останавливаться и разговаривать, людей, отказавшихся повиноваться, били палками, прикладами и расстреливали.
Колонну, остановили около урочища Панское, где до войны велись торфоразработки. Там остались 3 ямы длинной по 30 метров и шириной до 3-х метров. Обреченных людей посадили на землю спиной к большим ямам, заставили раздеться до нижнего белья, у женщин отобрали детей. После этого, стали партиями подводить к яме и расстреливать.
По свидетельству Антона Круковского, после расстрела евреев у реки Стражница фашисты собрали человек 70 мужчин с поселка и повели, чтобы закопать ямы, до краев заполненные телами и еще живыми людьми. Убийства евреев в Крупках и окрестностях продолжались до декабря 1941 года. В 1943 году нацисты привезли советских военнопленных, заставили вскрыть могилы и сожгли трупы, а после этого всех, здесь же, расстреляли.
– Холокост. Это слово леденит душу, – отметил в своем выступлении председатель Крупского райисполкома Анатолий Козел. – Помнит о тех страшных событиях и земля Крупская. Мы должны сохранить эту память и передать ее молодому поколению. Пусть люди разных национальностей, разных вероисповеданий живут в уважительном отношении друг к другу и согласии! Пусть над нами всегда будет мирное небо!
– Патриотический, духовный и нравственный потенциал Великой Победы, 75-летие которой мы отметили в этом году, для нас и грядущих поколений, является святыней и источником национальной гордости и славы, – подчеркнул заместитель председателя Минского облисполкома Николай Рогащук. -- У той войны был дальний прицел – пули и снаряды, мины и бомбы летели не только в ее непосредственных участников, но и в ныне живущее поколение. Однако для многих современников это не стало уроком. И это мы отчетливо видим сейчас. Советский народ стал плечом к плечу на защиту Родины, он противопоставил врагу несгибаемую волю, твердость и героизм. Этот великий подвиг сейчас хотят перечеркнуть. Но человеческая память и многочисленные мемориалы по всей стране не позволят это забыть.
Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Израиль в Республике Беларусь Алон Шогам выразил мнение, что в Израиле очень важно, чтобы здесь организовывались вот такие мероприятия:
– На той земле, где происходили эти страшные события. Мы очень благодарны тем людям, которые вместе с нами создают ситуацию, когда следующие поколения будут знать, что здесь происходило. В Беларуси, пожалуй, было больше, чем в других странах праведников, которые спасали евреев. Я хочу поблагодарить всех, кто создал этот мемориал, не жалея времени, энергии и денег.
О страшной цели фашистов – уничтожение еврейского народа, говорил председатель союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Владимир Черницкий. Он отметил, что из 800 тысяч уничтоженных евреев в Беларуси почти 2 тысячи покоятся здесь. Еврейские меценаты оказывают существенную помощь в создании и восстановлении памятников. Ими движет чувство долга и любовь к людям. Он отметил роль нашего земляка, бизнесмена, спонсора проекта «мы помним…» Сергея Левина, поблагодарил местную власть и молодежь, которая пришла на митинг.
– Вот здесь вся семья моей бабушки – ее родители и восемь братьев и сестер, – сказал Сергей Левин. – Моя бабушка случайно сюда не попала. Я с детства бываю на этом памятнике, сколько себя помню, мы приезжали сюда 18 сентября. Здесь бывали сотни людей. Я очень благодарен Крупскому райисполкому и Минскому облисполкому за то, что такие места сохраняются и поддерживаются. Это очень важно для многих людей. Мы будем помнить, чтобы не допускать этого никогда.
Главный раввин Объединения иудейских религиозных общин в Беларуси Шнеор Дайч прочел молитву.
Участники митинга почтили память погибших Минутой молчания, к памятнику возложили венки и цветы. А еще камешки, которые евреи обычно помещают на могильной плите, как бы оставляя частичку себя и свою память в этом месте.
В тот же день делегация гостей посетила еврейское кладбище в Бобре и памятник жертвам нацизма, установленные недалеко от городского поселка.