Музыка – это уровень культурного развития, дисциплина. А еще это прекрасное и одновременно терапевтическое искусство.
– Большую роль в развитии и воспитании ребенка играет музыка, – говорит Елена Бельтюгова. – Она положительно влияет на настроение. С ее помощью можно выровнять психологическое состояние человека. Занятия классикой обогащают внутренний мир ребенка. Классическая музыка, как и математика, влияет на интеллект и увеличивает скорость мышления. Инструмент дает развитие моторики, плюс массажный эффект. Одно время у меня была группа детей с букетом каких-то нарушений здоровья: проблемы с легкими, астматики. Все это лечится духовыми инструментами – легкие раскрываются и начинают работать. Сын моей подруги ходил на занятия три года. После этого пришел и говорит: «Мне уже можно в музыкальную школу не ходить, я уже выздоровел». Развивается и долгосрочная память. Приходит понимание и осознание себя в социуме. Ребенок постоянно выступает на сцене, на него смотрят. Вырабатывается привычка бороться с волнением, абстрагироваться. Ребенок учиться рассчитывать только на себя. Ведь на сцене никто не поможет и не подскажет.
За свою педагогическую деятельность Елена Бельтюгова выпустила более сотни воспитанников. Каждый ребенок – своя история.
– Как-то поехали мы на областной конкурс ансамблей в Солигорск, – вспоминает педагог. – Конкурсантки – Даша Смирнова играла на блокфлейте, а Оля Кондратенко была концертмейстером. Они получили грамоту. А еще вызвали такую симпатию у жюри, что те купили в подарок мягкую игрушку. Девчонки потом так делили награды: неделю у одной грамота, у другой игрушка, потом наоборот. Правда, на республиканский этап они тогда не попали, потому что брали детей постарше.
Учился у меня и Артем Пашко. Он был талантливым и трудолюбивым учеником, как раз такие дети чаще всего конкурсные. Сейчас у него подрастает сын и, возможно, придет в музыкальную школу. Вообще, конкурсы – это большая, серьезная и сложная работа. Мы, как спортсмены, должны держать форму. Как только перестаешь заниматься, форма пропадает и теряется. Неделю не поиграл – звук потерял. Сейчас на конкурсы ездит Екатерина Ганчар. Ей это нравится. Это как раз тот ребенок, в котором сошлось все для конкурса – возможности, способности, трудолюбие.
Гордится Елена Бельтюгова выпускницей, которая пошла по ее стопам:
– Это Елизавета Гуркова из Замков. Чаще всего дети из Замков поступают, но не заканчивают школу – трудно добираться. Лиза – молодец. Надо отдать должное и ее родителям. Всегда поддерживали девочку. Она поступила на эстрадное отделение Минского музыкального училища. Сейчас на втором курсе.
Елена Бельтюгова выстраивает свою работу с детьми так, чтобы после окончания музыкальной школы у них осталось только хорошее впечатление и сохранилась любовь к музыке. И это так.
– Кто-то играет в студенческом оркестре, – говорит Елена Петровна. – Максим Писаренко выступает у себя в организации на праздничных мероприятиях. Даша Смирнова (та девочка, что покорила жюри) когда выходила замуж, играла на флейте в камерном ансамбле. Маму ее встречаю, говорит, что Даша, посещая разные страны, всегда заходит в нотные магазины. Любое искусство – это показатель интеллектуального и культурного развития. Дети иногда возмущаются: зачем нам музыкальная литература? А я им говорю: «Вот станет кто-нибудь выдающимся, приедет на симпозиум. Выслушает все доклады, а потом будет фуршет. О чем будете разговаривать? О современных композиторах, о художниках, о кино, театре».
Инна ГАРА.