Прошли по улице Липеньской
Именно здесь собрались сельчане. Женщины с улыбкой предлагают:
– Для начала поговорите с нашим Федосовичем. Он в Клишино – один из старожилов на сегодня.
Михаил Федосович Федосенко рассказывает:
– Я тут с 65-го года живу. Как приженился, так и остался (улыбается). Жена родом из Клишино. Со временем домик поставили. Работали в совхозе «Селява». Жена – главным бухгалтером. Я сразу – шофером, потом закончил Марьиногорский сельскохозяйственный техникум, стал завмастерской. Какой в то время деревня была? Большой. Сколько домов? Сейчас скажу: помню, 24 коровы пасли, значит, 24 дома. Дома и сейчас стоят, разве что дачники в них живут. Этой улицы не было. Она в 80-е годы появилась. А тогда была одна улица, теперь она называется Святочная. Деревня со временем расстроилась. Теперь коренных жителей мало, в основном дачники живут. Федоровна, присоединяйся к нам, рассказывай о малой родине.
Татьяна МАЦКЕВИЧ с верным другом Джоем чуть ли не каждый день в Клишино из Яновщины приезжает.
– Родители мои отсюда, – говорит Татьяна Мацкевич. – Была бы мама живая, она бы вам много чего рассказала. Она с восьми лет тут жила. До этого жили в Большом Каменце на хуторе. А что я помню? Мама, Сабина Казимировна Богданович, рассказывала, как приехали в Клишино, всю жизнь в совхозе проработала. Родительский дом и по сей день стоит, с сестрой досматриваем. Здесь прошло мое детство, юность. Замуж вышла, квартиру в Яновщине получили. Но считаю себя местной. А что тут, всего лишь километр до Клишино – разве это расстояние? Деревенские обычаи? Вы знаете, деревня Клишино такая дружная, позитивная. Помню с детства: дома, сараи никогда не закрывались. Друг другу помогали.
– Ты правильно говоришь, ходили на работу в Яновщину – никаких замков на дверях, – соглашается Михаил Федосович. – Жили на полном доверии. На лавочках всё время вместе собирались. Друг друга приглашали в баню. Навоз по весне помогали вывезти с хлевов на поля. Стройку зачинишь – мужики в помощь.
– Хотя, Федосович, согласись: традиции поддерживаются. На въезде в деревню дачники стенд установили, там история Клишино, – говорит Татьяна Федоровна. – Купалье празднуем – теперь это инициатива дачников. Костер на берегу озера разводят. Столы накрывают. Один год даже артистов из Минска привозили. Почему название такое – Клишино? Были бы старожилы, многое бы поведали. По молодости как-то и не думала расспрашивать, а теперь и не у кого…
Михаил Федосович ФЕДОСЕНКО с ностальгией вспоминает времена былые...
– Эта деревня населенная была, – вспоминает Михаил Федосович. – На одну деревню – колхоз. После революции, когда жителей раскулачили, больше было наезжих. Тесть мой приехал из Лютых, съезжались из близлежащих деревень, заселяли дома. Работали в колхозе – ферма, телятник были, конюшня. Председателем колхоза был Барковский Тимофей Данилович, уважаемый и авторитетный человек. Потом соединили деревни в колхоз «Шлях Ленина». Из Минска прислали нового председателя. Да, машинно-тракторная станция была. До армии я работал там прицепщиком. Тогда не было гидравлических плугов, был прицепной труженик – с металлическим сиденьем, рулем. Сезон отработал прицепщиком... Да что я всё о себе? Девчата, что вы там мешкаетесь? Оля, Ивановна, идите уже к нам!
– Так, ты, Федосович, поди всё поведал, – улыбаются сельчанки.
– Я-то рассказал, так у каждого своя история…
Валентина ГАРГУН, Ольга ДЕШЕВАЯ, Жанна БОРОВИК.
– Я с 90-х годов в Клишино, – рассказывает Ольга Дешевая. – До этого в Минске жила, на фабрике имени Крупской работала. Я родом из Борков, муж – из Хольневич. Вышла замуж. Поменяла столицу на Клишино. Видать, судьба… Работала в колхозе в диспетчерской. Ушла в декретный отпуск, после устроилась в Яновщинскую школу уборщицей. И теперь работаю. Прикипела всей душой к Клишино. Дети выросли, уехали в город. Мы с мужем в деревне остались. Сельчане – народ добрый и отзывчивый.
– А мы с мужем, Владимиром Петровичем, – педагоги, – вступает в разговор Валентина Ивановна Гаргун. – Приехали сюда из Березинского района. Так вышло, повышенная радиация… Дочка начала болеть – решили уехать. Побывали в Омске, Томске, Псковской, Витебской областях. В итоге приехали в Клишино. Мой Петрович, как увидел озеро Селява, и говорит: «Всё – отсюда никуда не уедем!» Он у меня рыбак заядлый… Устроились в Яновщинскую школу. Я – учителем начальных классов. Муж был директором школы. Честно? По первости думала, не приживусь в деревне. И дело тут именно во мне было – немолодые ведь переехали, со своими нравами и устоями… Руководители хозяйства, Александр Иванович Полонник, Виктор Владимирович Зябко, уговорили нас: «Оставайтесь, работайте. Дом получите». Поддались на уговоры – сегодня ни о чем не жалею. Мы первые на этой улице и заселились. Так и остались с 94-го года.
– Теперь для нашей Ивановны и лучшего места нет! – улыбается Михаил Федосович.
– Да что лучшего-то? Родного! – уточняет Валентина Ивановна. – А вы знаете, что Клишино – деревня педагогов? В школе работали семейными парами. Это Зубовичи Леонид Валентинович и Людмила Леонидовна, Лапановичи Сергей Максимович и Валентина Алексеевна. Кришени Владимир Андреевич (директор школы) и Инна Ивановна (учитель русского языка и литературы), Галина Федоровна Якубовская (младшие классы вела), Надежда Ивановна Мельник (учитель испанского языка), Галина Михайловна Кухленкова (учитель начальных классов), Зинаида Даниловна Кришень (физик) – все из Яновщинской школы. Одни – на заслуженном отдыхе, другие – и сейчас работают. Леонид Валентинович Зубович – в Узнацке и Холопеничах, Таня Барковская – в Холопеничи ездит. Кого-то, к сожалению, уже нет в живых…
– Борисовна, а ты чего молчишь? – спрашивает Михаил Федосович.
– А что рассказывать? – улыбается Жанна Боровик. – Вы уже столько всего наговорили! Жили сначала в Косеничах. Потом переехали по месту работы – в КБО была закройщицей, потом приемщиком заказов. Дети в школу пошли. Время пролетело – теперь внуки в гости приезжают… А наше Клишино – замечательное село! Что тут интересного? Всё! Часто вместе собираемся. Автолавка – место встречи, которое нельзя изменить (смеется). Два раза в неделю останавливается у дома Ивановны. Мы затариваемся необходимыми продуктами – и к Ивановне на чаепитие.
– Что есть то есть! – поддерживают сельчане. – Федоровна из Яновщины всякий раз приезжает. Испечем что-нибудь к кофе, чаю. А что нам – пенсионерам? Сегодня все не смогли собраться. Кто-то приболел…Теперь время такое, вирус-паразит, и на праздники не соберешься… А раньше было как интересно! «Огоньки» в клубе местном устраивали. Столы накрывали – всё, как положено! У нас завклубом Светлана Жилинская была – она инициатор всего эдакого. Она – организатор от Бога. Такая красота была! Семьями в клуб шли. Песни пели, столики свои защищали. Петрович Ивановны на баяне играл.
– А Ивановна, поди, пела, – говорю я.
– И пела звонко, и плясала лихо! – добавляет Михаил Федосович.
– Петрович мой всегда в клуб на репетиции ходил… – говорит Валентина Ивановна Гаргун. – А на Новый год Дед Мороз и Снегурочка – на санях на коне по всей деревне разъезжали. И такое было. Света была за Снегурочку. А Дедом Морозом кого нарядим, тот и будет… Масленицу праздновали. Ходили, чучело водили, в дома захаживали. Колоду тягали – по окончании праздника. Весело было, так и людей было много.
– Девчата, а согласитесь: у нас такие позитивные дачники. Всегда поздороваются, – добавляет Татьяна Мацкевич.
– Федоровна, мы же в деревне живем! – улыбается Михаил Федосович. – Тут все друг другу родные!
– А вот это правда! – соглашается Валентина Ивановна. – Мой сосед начинал строиться. Так у нас в гараже его стройматериалы хранились. Доброта и доверие – на этом все отношения строятся. И люди в Клишино живут колоритные. Есть дачник, который на чисто белорусском языке разговаривает. Племянница Маршала Советского Союза живет. Спросите у Сергея Лапановича, он вам всю историю деревни расскажет. – Внучка нашей жительницы, Валентина Андреевны, ворота на усадьбу бабушки облагородила – разноцветную бабочку из пробок от пластиковых бутылок смастерила.
– У нас в деревне классно! У нас озеро! – делится мнением Жанна Боровик. – Дачники начали покупать дома – и пошла деревня. Раньше была одна улица, а теперь: Липеньская, Набережная, Селявская, Святочная и переулок Святочный. Названия сами за себя говорят. Вот мы на Липеньской живем. Тут лип много. Молодежь в свое время посадила. Про улицу Святочную вам ее жители расскажут. Там колодец-журавель увидите. Давно стоит, сельчане подделали его, он действующий. А так два колодца на деревню – вода вкусная, чистая.
Интересуюсь:
– Чем увлекаетесь?
Слышу в ответ:
– Садом, огородом.
– И вы знаете: интернетом! – смеется Татьяна Мацкевич. – Подписана на группы: «Деревенька под утесом», «Дела житейские». В общем, всё про деревню. А еще выпечка, рецепты.
– Теперь такое время – в газетах всю информацию можно найти, – говорит Валентина Гаргун. – Я, например, без «Крупскага весніка» спать не лягу.
– Районку все выписываете? – спрашиваю.
– А как же без нее?! Столько интересного пишут! Своя, родная… Обо всём…
Слово за слово – заговорили о Великой Отечественной войне.
– Моя мама в плену была в Германии, – вспоминает Татьяна Мацкевич. – Говорила, туда за две недели довезли – назад больше месяца добирались. Она работала в поликлинике, если так можно назвать… Петр Иосифович Мачульский рассказывал: берег был, повсюду деревья. Снайпер на кладбище Борковском на сосне сидел, а партизаны переходили полуостров Выспа, патронов столько находили. Это урывки воспоминаний из детства…
– А я ж родом из Знаменки, – поддерживает тему Валентина Ивановна. – В той стороне много памятных мест… Мою маму в Германию хотели отправить, но повезло ей… Отец всю войну прошел – участвовал в битвах под Москвой, под Сталинградом, форсировал Днепр. Возвращался домой и даже не знал, есть ли кто из родственников живой… Расписался на Рейхстаге. Столько наград имел. День Победы всегда встречал со слезами на глазах…
И снова переходим в день сегодняшний. На велосипеде катит женщина.
– Анжела, не проезжай мимо! – кличут сельчанки и поясняют: – это наша жительница, социальный работник.
– А позвольте спросить, с кем честь имею? – интересуется она.
– Так это корреспондент нашей районной газеты, – отвечают за меня.
– Очень приятно! А я – Анжела Шарковская, – представляется собеседница. – В Клишино приехала 28 лет тому назад – замуж вышла за местного. Что скажу о деревне? Здесь живут добрые и отзывчивые люди. Да, сейчас это в основном приезжие. Так за десятки лет жизни всей душой прикипели к деревне. Всё друг о друге знают, в случае чего не оставят один на один со своей проблемой. А я? Социальным работником работаю 26 лет. Обслуживаю близлежащие деревни – Хольневичи, Барсуки, Яновщина, Дудары, Лисичино, Белые Борки. И сейчас на работе. Я поехала? Подопечные ждут…
Свернули на Святочную
И мы говорим до свидания жителям улицы Липеньской. Решили проехать по деревне – свернули на улицу Святочную. В этот день удача была на нашей стороне. Во дворе дома – семейная пара. Хозяин Михаил Филимонович Горностаев охотно согласился поговорить:
– Из Минска мы. В Клишино дача у нас, вот уже 15 лет. По большей части мы с женой здесь время и проводим. Почему выбрали именно эту деревню? Так озеро, лес – всё в шаговой доступности. Жители – люди простые и добрейшей души. У Клишино, судя по всему, богатая и интересная история. Это я говорю, исходя из личного опыта. Мы купили этот дом. Он состоит из двух частей. Одна – новостройка. Другая – деревянная – думаю, времен революции. Ибо в углу мы нашли двухкопеечную монету 1800 года. А еще местные говорят, что в нашем доме когда-то была школа…
Минчанин Михаил Филимонович ГОРНОСТАЕВ прижился в Клишино.
Едем дальше. У дома по-хозяйски хлопочет мужчина. Услышав цель нашего визита в Клишино, заметно оживился. Между нами завязался диалог.
– Меня Сергей Максимович Лапанович зовут.
–Так вы из числа семейных династий педагогов?
– Точно! Три десятка лет назад из Чернобыльской зоны переселились на Крупщину. В роно предложили работу в Яновщинской школе. Я – историк, жена – учитель русского языка и литературы. Сейчас, к сожалению, приболела. Вот один «змагаюсь», насколько силы позволяют – как-никак восемь десятков… Дочки далеко, кстати, тоже педагоги… К Клишино испытываю огромную любовь и гордость. Деревня – с многовековой историей.
Сергей Максимович ЛАПАНОВИЧ историю деревни изучил, гордится ее жителями.
Далее Сергей Максимович ввел нас в исторический экскурс:
– На берегах озера Селява первые люди поселились еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Первое письменное упоминание о деревне Клишино, или Кличенцы, датируется 1678 годом. Деревня относилась к Черейскому поместью князей Сапегов. В войну 1703-1708 годов была разгромлена русскими войсками. В результате этого почти опустела. В 1770 году насчитывала всего-то шесть дворов. В первой половине XIX века деревня Клишино принадлежала панам Рошковским и относилась к имению Сторожище. В то время это была католическая деревня, жители – шляхта, прихожане Холопеничского костела. К слову, жители Клишино горячо поддержали восстание 1863 года под руководством Кастуся Калиновского. Больше половины из них были похоронены после боя 7 мая 1863 года на католическом кладбище местечка Холопеничи. В начале XX века Клишино насчитывало 12 дворов и 100 жителей. В 1912 году здесь было открыто народное училище. Во времена коллективизации, 1929-1930 годы, всю деревню раскулачили и сослали в Сибирь. Деревню же заселяли жители окольных поселений. В 1930 году был создан колхоз «Шлях Леніна». В 1941 году насчитывалось 26 дворов и 122 жителя. В Великую Отечественную войну убито 13 человек, сожжено одно строение. По переписи 2009 года проживало 67 человек. На сегодня, насколько я знаю, постоянно в деревне проживает 44 человека.
На какое-то время Сергей Максимович призадумался и продолжил:
– А знаете, из Сибири в Клишино вернулась только одна женщина. Сегодня ее нет в живых – лет 15, как умерла… Я застал всех жителей улицы – это 20 или чуть больше дворов. Хозяева умерли, дети по городам разъехались. Теперь три дома жилых… Дачники в деревню активно заселяются. Вы видели, какой они съезд к берегу сделали? Удобно. Местные ходят с внуками отдыхать. Горожане приезжают. Даже останавливаются машины с российскими номерами.
Культурная деревня
Чуть позже по телефону поговорили еще с двумя педагогами из Клишино. Одна из них Галина Федоровна Якубовская – племянница Маршала Советского Союза Ивана Игнатьевича Якубовского. Она рассказала:
– Родом я из Могилевской области. После окончания педучилища по распределению попала в Крупский район. Это было в 1983 году. Работала учителем начальных классов в Хольневичской и Яновщинской школах. Сначала жила в Подберезье. Здесь встретила своего мужа – он завклубом был. Шесть лет за пять километров добиралась до работы. Затем от отдела образования получили дом в Клишино. Знаете, позже предлагали место в Орше, где практически все мои родные, а я осталась в Клишино. Почему? Как говорят, где черт привык – в болоте (смеется). А если серьезно, клишинцы – народ хороший. А вы знаете, почему улица называется Святочной? Так праздники на пляже постоянно проходят… В общем, живет деревня своей жизнью…
Свою историю рассказала Людмила Леонидовна Зубович:
– В Клишино мы с мужем с 87-го года. Я – из Орши, муж – из Копыльского района. По образованию оба – химики-биологи. Будучи студентами третьего курса пединститута, поженились. Родилась дочка. Дипломированными специалистами по распределению поехали на родину мужа. Год отработали. В силу обстоятельств стали искать другое место работы. Мои родители говорят, возвращайтесь в Оршу. А Леня мне: «Лес люблю, рыбалку… Давай найдем такое место». Поехал в областной отдел образования. Там предложили Вилейский и Крупский районы. По ходу электрички Леонид вышел на остановке «Новая жизнь», сходил в роно. Заведующий предложил Косеничскую и Яновщинскую школы. А он опять: «Озеро, лес рядом?» Теперь понятно, на что выбор пал. Так началась наша трудовая деятельность на Крупщине. В Клишино получили дом. Я скажу так: это действительно культурная деревня. Здесь царят дружба, взаимовыручка и взаимопомощь. Дачники продолжают заложенные сельчанами традиции. Пляж чистят – им не безразлична экология. На въезде в деревню видели табличку, где написана история озера Селява и деревни Клишино? Так вот эта идея началась с нас – меня и моего соседа-дачника. Я сделала надпись, он вырезал табличку из дерева. Покрасили, повесили – доброе дело сделано. Конечно, со временем она потеряла эстетичный вид и нашла себе современную замену.
С какими чувствами мы уезжали из Клишино? Деревня живет. Старшее поколение думает о благополучии своих детей и внуков. А молодежи есть куда приехать к родным людям и окунуться в море красок…